Регион

Ученый: «В средние века Чишминский район был центром экономической жизни»

07.06.2024
Уже этим летом туристы Башкирии смогут побывать в визит-центре будущего Евразийского музея кочевых цивилизаций, который строят в Чишминском районе. А какую роль сыграли кочевники в развитии республики, мы попросили рассказать кандидата исторических наук, археолога Илшата Бахшиева.

«Башкирия определенно входила в зону интересов золотоордынского государства»

 

- В открывшемся визит-центре музея будут представлены обнаруженные учеными при раскопках артефакты, - рассказал Илшат Интизамович. - Мы их передадим на какое-то время, они будут выставляться, и туристы смогут на них посмотреть. Там есть очень интересные вещи. Помимо обычных: керамики и костей, будет представлена реконструкция костюма знатного золотоордынского воина. 

Как объясняет Илшат Интизамович, в средние века территория Башкирии входила в состав Золотой Орды, или Улус Джучи - крупного государства.

- Наши памятники как раз датируются в пределах середины XIV века, - поведал он. - В это время на территории Южного Урала была создана конфедерация племенных образований, которые входили в состав этого большого государства. Столь сложный архитектурно-строительный комплекс, как мавзолей Тура-хана, не мог возникнуть здесь, в уральской лесостепи, на пустом месте.

Как признается археолог, находки, сделанные в Уфимском районе близ деревни Подымалово, пока не позволяют объявить о мировой сенсации, однако они очень интересны.

- Благодаря этому проекту у нас появилась целая серия археологических памятников, которые очень интересно маркировать: это золотоордынский этап, это факт, - говорит он. - Дело в том, что до определенного времени золотоордынские древности были представлены в Башкирии эпизодически: погребальными памятниками и курганами. И вот сейчас эти памятники, места, где жили люди, говорят о том, что территория Башкирии определенно входила в зону интересов золотоордынского государства. Она не была периферией или каким-то диким полем: здесь жили люди, которые могли себе позволить пригласить ремесленников и оплатить их труд, и у которых была необходимость создания таких крупных неординарных архитектурных объектов, как мавзолеи Тура-хана и Хусейн-бека, рядом с которыми и строится музей кочевых цивилизаций. 

Илшат Бахшиев напомнил, что исследователи предполагают, что в средние века территория Чишминского района Башкирии могла быть центром политической и экономической жизни.

- Дело в том, что последние наши находки и целая серия памятников подтверждают эту идею, - поясняет он. - Выраженный культурный археологический слой с ремесленными центрами говорит о том, что здесь жили и активно взаимодействовали люди. Это подтверждает теорию, что здесь находился центр, возможно, кочевой культуры. Суть в том, что это был центр коммуникации, взаимодействия абсолютно разных людей. 

По мнению кандидата исторических наук, территория Южного Урала, начиная как минимум с эпохи бронзы и заканчивая этнографической современностью, являлась зоной активных культурных контактов. 

— Это в первую очередь обусловлено природно-географическими условиями: прекрасная природа, прекрасные условия, - продолжает Илшат Бахшиев. - Археологи совершенно точно знают, что по территории Башкирии передвигались золотоордынские войска, это нашло отражение в том числе и в народных сказаниях. Но археология - очень специфическая наука. Мы работаем только с тем материалом, который дошел до нас. И археологи, и другие ученые очень аккуратны в своих высказываниях. Наша наука серьезно развивается - в первую очередь, благодаря применению методов химии, физики, биологии, радиоуглеродного анализа и многого другого. Мы стараемся извлечь максимальную информацию даже из тех небольших частиц, которые нам достаются.

 

«Узнаваемый силуэт мавзолея Тура-хана так же ценен, как и золото сарматов»

 

Илшат Бахшиев сообщил, что сегодня проводится комплекс исследований по оцифровке мавзолея Тура-хана. 

- Мы получили подробную трехмерную модель, что позволяет нам спрогнозировать возможные варианты реставрационных работ, - объясняет он. - То есть мы очень аккуратно подходим к этому вопросу. Работают коллеги-биологи, геологи и другие исследователи, которые занимаются восстановлением растительности того периода. Потому что территорию вокруг мавзолея распахивали. Уже несколько лет мы работаем над ее восстановлением.

Илшат Интизамович с сожалением отмечает, что, несмотря на статус этой территории ее сохранность не была обеспечена. 

- Пропали могильные камни — а ведь по ним не составило бы труда датировать период существования этого некрополя, - сетует он. — Это очень важно, потому что мавзолей Тура-хана - единственный не исследованный профессиональными археологами. То есть мы не имеем явных фактов, мы знаем, что там были погребения, скорее всего, в семейной усыпальнице. Но костных останков нет. Мы не можем их ни датировать, ни провести ДНК-анализы и так далее. Вот почему в программу исследований были включены примыкающие к мавзолею территории. И мы получили очень интересные результаты: было найдено еще 24 погребения. Выявлена серия погребений по мусульманскому погребальному обряду. Отобраны образцы для проведения комплекса исследований — это в первую очередь костный материал. Специфика мусульманского погребального обряда — это отсутствие вещей. Естественно, основным источником информации для нас являются сами люди, которые были погребены.

Пока вопрос о времени захоронений остается открытым и результаты анализов представляют весьма большой интерес для ученых.

- Но в прошлом году к северу от самого мавзолея Тура-хана было исследовано детское захоронение, и что уже, в общем-то, необычно — в нем были найдены монеты первых Романовых, - сообщил археолог. - То есть этот могильник существовал достаточно протяженное время, как минимум до XVII века.

Самого Тура-хана на кладбище уже нет: в 1960-1970-х годах во время реставрационных работ в мавзолее проводили археологические раскопки и забивали шурфы для определения фундамента.

- Есть сведения о том, что там была найдена гробница, вещи и кости - мы предполагаем, что там действительно была семейная усыпальница, - поясняет Илшат Бахшиев. - Но потом пол был полностью залит бетоном. Конечно, была идея продолжить исследования, но мы от нее отказались: очень велик риск. Мавзолей оседает, и в первую очередь нас беспокоит сохранность купола. Поэтому мы решили оставить все как есть. Все-таки мавзолей — это не просто археологический объект или памятник архитектуры, он в какой-то степени стал символом республики. Его достаточно узнаваемый силуэт так же ценен, как и золото сарматов, как пещера Шульган-Таш. Мавзолей является, можно сказать, ярким брендом Башкортостана.

Как только в Башкирии появился проект создания Евразийского музея кочевых цивилизаций, усилилась интенсивность археологических раскопок.  

- Исследования стали шире, - говорит г-н Бахшиев. - Мы четко определили вектор, сузили угол обзора и начали целенаправленно искать именно памятники золотоордынского времени.

По словам ученого, создание музея в Чишминском районе будет происходить в несколько этапов, в числе которых предусмотрена одна из важнейших составляющих - научные исследования. 

- Сейчас, благодаря реализации этого проекта, археологи ежегодно проводят более 10 экспедиций, - рассказал он. — Это просто феноменальная цифра не только для республики, но и за ее пределами и даже за рубежом.

Археолог отмечает, что у республики уже есть опыт в организации столь масштабных исторических проектов.

- Например, музей-заповедник «Шульган-Таш», который стал, наверное, одним из самых интересных музеев на Урале, - сообщил он. - Поэтому я уверен, что в результате реализации проекта Евразийского музея кочевых цивилизаций будет создан очень интересный экспозиционный комплекс. Но я бы хотел сказать, что это будет не только музей сам по себе. Для исследователей это, в первую очередь, крупный научный проект.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС Готовитесь ли вы пойти на новогодний корпоратив?

Результаты