Регион

Ученый: «В 90-е годы в Москве чуть не присвоили сарматское золото из Башкирии»

17.04.2023 Наталья АЛЕКСАНДРОВА
19 апреля в Уфе откроется уникальная экспозиция «Золото Трои и сокровища государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина». А в Москве начнет работать выставка, которую в федеральном минкульте назвали «сенсацией мирового уровня» - здесь представят сарматское золото, привезенное из Башкирии.

В Уфе покажут клады эпохи средневековья

 

Музей имени Пушкина покажет уфимцам и гостям города легендарное золото Трои, в благодарность за предоставленные золотые артефакты сарматов.

На открытие уникальной выставки в Уфу ждут директора Пушкинского музея Елизавету Лихачеву. Она откроет «Золото Трои», а уже на следующий день вернется в Москву - на открытие «Золота сарматских вождей».

- Эта выставка никогда в таком виде экспозиции не представлялась, она создана специально для музея археологии и этнографии в Уфе, - рассказал ведущий специалист института этнологических исследований РБ Сергей Семенов. - Что она собой представляет? Это золотые вещи, созданные  с конца V тысячелетия до нашей эры — представляете, как это давно было, - народов, о которых вообще по сути дела ничего неизвестно. Дальше - легендарное золото Трои и примерно до IV-V веков нашей эры, то есть до постантичного раннего средневековья.

Золото Трои — это открытие, сделанное в XIX веке Генрихом Шлиманом. Выходец из Германии, он долго жил в России, был купцом первой гильдии, завел семью. Он не был археологом, но загорелся найти древнюю Трою, описанную в «Илиаде» Гомера.

- Он был романтиком от археологии, - объясняет Сергей Николаевич. - В этом его ценность - при том, что он копал варварски, все-таки XIX век, тогда уже археологи были, пусть и не такие, как сейчас. Он захотел раскопать легендарную Трою, найти легендарные сокровища царя Приама. История в духе Жюля Верна: он поехал на территорию Турции, начал копать на холме Гиссарлык, открыл золото и с большими трудностями его вывез.

Как выяснилось, находки Шлимана: золотые кубки, диадемы и украшения, - не были артефактами времен Троянской войны. То, что удачливый копатель считал кладом царя Приама, оказалось на тысячу лет древнее.

- Уже тогда там был город, мощная, развитая богатая культура, - говорит г-н Семенов. - Ее создавали давние предки жителей той Трои, которую описал Гомер. И позже современные археологи нашли те предметы, которые примерно соответствовала временам царя Приама. То есть оказалось, что легенда, казавшаяся настолько давней, тоже относительно новая.

Этот найденный Шлиманом клад, привезенный в СССР после победы в Великой Отечественной войне, действительно уникальный. Помимо античного золота в Уфе также покажут клады более позднего времени — предметы, изготовленные в эпоху средневековья, в варварских государствах, королевствах и племенах: разные мечи, украшения.

- В заключение - клады эпохи Меровингов - были такие племена франков, которые считали себя потомками троянцев, - рассказывает Сергей Семиенов. - То есть выставка начинается с Трои и Троей заканчивается.

 

Среди сарматского золота есть вещи, не характерные для других цивилизаций

 

Уфа, в свою очередь, отправляет на выставку в Москву знаменитых золотых оленей. В музее имени Пушкина откроется выставка «Золото сарматских вождей», где будет представлена и коллекция уфимского музея.

- Эти экспонаты оказались у нас тоже не случайно, - поясняет Сергей Николаевич. - Они были открыты Анатолием Харитоновичем Пшеничнюком в 1986 — 90 годы. Он - тоже романтик археологии. Что интересно: он искал именно центр сарматской культуры. Сарматское золото ранее находили на Алтае, в Казахстане, Причерноморье, а на Урале нет.

Считалось, что на этой территории искать нечего: шли лишь какие-то небольшие раскопки. Даже знаменитые Филипповские курганы еще тысячу лет назад раскапывали черные копатели тех времен. Все были уверены, ничего особенного там нет.

- Но Пшеничнюк, изучая Башкирию, понял, что здесь чувствуется взаимовлияние мощной кочевой культуры, - считает этнолог. - Он стал искать центр сарматской великой культуры - и раскапывая царские курганы, нашел уникальные вещи: золотые олени, деревянную покрытую золотом чашу в виде медведя.

В этих изделиях ученые видят влияние иранской, черноморской, возможно, индийской культуры. Однако сделаны эти артефакты на месте их находки.

- Есть среди сарматского золота вещи, которые совершенно не характерны для других цивилизаций, - уверен ученый. - Вообще-то олени скифо-сарматского стиля — это известная тема. Но алтайские олени архаичные, очень натуралистичные. Черноморские - очень стилизованные, красивые, как современные изделия, что свидетельствует о контакте с античной культурой. А вот здесь олени особые, очень символичные, торжественные, гигантские рога - символ мирового древа. Низ обит серебром, верх - золотом, это ночь и день, подземный, небесный и средний мир.

Найденные в Оренбуржье башкирскими учеными олени действительно стали мировой сенсацией, потому что таких оленей ранее никто не видел ни у скифов, ни у сарматов. Пшеничнюк сделал вывод, что изделия относятся к самобытной мощной культуре.

- Чувствуется единство и самобытность сарматской культуры, - полагает Сергей Семенов. - Если Причерноморье — это ее западное крыло, Алтай - восточное, то вот здесь был центр, и центр был не бедным, проходным, а богатым, с высоким уровнем культуры. Здесь создавали художественные ценности, здесь было мировоззрение, космология. Мы в институте считаем, что золото сарматов — это духовное наследие не каких-то там древних народов, а всех народов России.

В изделиях сарматов можно увидеть много отзвуков различных культур, например, в плетении оленьих рогов можно распознать славянские буквицы. Культуры древних народов сливались.

- Есть народы, которые более связаны с сарматами, есть те, что связаны менее, но все мы — их потомки, - считает Сергей Николаевич. - Народы России сформировались под их влиянием.

Эксперт отмечает, что найденное Пшеничнюком золото сарматов показало всему миру ту часть культуры, которую прежде не знали. До этого открытия ученые по-другому представляли себе античную историю степи.

- Кроме того, впечатляет сама манера изготовления, необычный стиль: изделия деревянные, обитые золотом и серебром, сложно скрепленные, - напоминает г-н Семенов. - Мы увидели, что были культурные люди.

Артефакты застрахованы на большие суммы — сотни миллионы рублей. Но на самом деле они бесценны. А ведь в 90-е Башкирия чуть было не лишилась своей коллекции. 

- Когда только были получены находки, в Москве планировали выставку, и одна фирма чуть не присвоила их, - вспоминает Сергей Николаевич. - Организатор выставки обанкротился или что-то подобное - и артефакты пытались захватить за долги. И тут важную роль сыграл Муртаза Губайдуллович Рахимов. Он обратился в прокуратуру с заявлением, что такие бесценные предметы не могут изыматься. Получили документ, уфимский ОМОН выехал в Москву: вошли, забрали и увезли в Уфу. Потом уже разбирались на месте.

Там, в Пушкинском, вместе с изделиями из уфимского музея будут выставлены артефакты из хранилища Оренбуржья, найденные уже Леонидом Яблонским.

- Он продолжал раскопки и нашел интересные предметы, - добавляет Сергей Семенов. - У нас в основном мужской комплект, а они нашли женский. Поэтому они тоже участвуют в выставке. Но оленей, например, у них нет.

Ученый отмечает, что в дни выставки в уфимском музее посетители смогут посмотреть, как Европа и Турция встречаются с великой степью. Сравнить мощные культуры — Евразию и восточное Причерноморье. И это действительно стоит увидеть.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты