Арт-объект

Константин Хабенский: «У нас зависимая профессия: сейчас отказался - а потом и не позвали»

17.03.2024 Вика ЗВЕРЕВА
В дни гастролей МХТ в столице Башкирии худрук театра Константин Хабенский пообщался с творческой молодежью Уфы. Более полутора часов актер отвечал на вопросы будущих коллег. Встреча с Хабенским продлилась значительно дольше, чем планировалась. Константин даже предупредил собравшихся, чтобы они не тратили время на аплодисменты.

«Поверьте, в Уфе тоже есть кому помогать»

 

- Давайте по сути: я не теоретик, не театровед. Спрашиваете о профессии, о практике - про себя, не про меня, - заранее предупредил Хабенский. - Сегодня здесь собрались студенты, молодые актёры и воспитанники творческой студии "Хахачу". Те, кто ещё не понял, чего они хотят в жизни, кому мерещится, что так все красиво вокруг профессии, а на самом деле... Приготовьтесь, может быть, кто-то из вас после нашей встречи поймёт, что правильнее и проще идти другими профессиями и не портить себе жизнь. Вы, может быть, думали, что я буду рассказывать истории какие-нибудь, комические случаи, свои планы на жизнь? У меня есть планы, есть истории, но я ими делюсь со своими друзьями, - заметил артист.

- Что делать, чтобы в театральных студиях не ломать детям психику, и почему вы против создания школьных театров в учебных заведениях?

- Я говорил, что я против повального, принудительного навязывания в каждую школу театров. Я против этого, потому что нужно сначала понять, что это такое, как с этим работать, как работать с детьми, а потом уже почковаться и расходиться по школам, по республикам и так далее. Мои коллеги не дадут мне соврать, как мы детально, тщательно собирали коллектив педагогов в студию "Хахачу". В студию мы приглашали всех, кто хотел - мальчишек, девчонок. Но коллектив педагогический собирали очень тщательно. На это был потрачен не один год, я смотрел, как все работает. У нас каждый год были фестивали для того, чтобы определить, какие ошибки, какие плюсы в нашей работе, от чего оказываемся, куда идём дальше. Я уже говорил и снова могу повторить: не навреди, потому что я очень много вижу детей с покалеченной психикой. Психика покалечена из-за того, что педагоги в разных коллективах форсируют события и пропускают первые ступени. А эти первые три ступени, когда молодой человек освобождается, когда он может уже позволить себе выйти, посмеяться, что-то сказать, пофантазировать, необходимы для того, чтобы перейти к четвертой и пятой ступени - к созданию какого-то продукта. Назовём этот продукт спектакль, акция, уличное шоу и так далее. Для этого нужно очень хорошо детей размять, обратить в свою театральную веру единомышленников, и только после этого мы можем что-то делать. Я против повального, я за то, чтобы делать штучное, делиться опытом, находить единомышленников и дальше развиваться.

- Как быть, если дети 12-13 лет в театральной студии не хотят играть определенные роли? Нужно прислушаться к их мнению или заставлять?

- Это уже серьёзный возраст, подростковый. Мне кажется, что здесь два пути. Они могут предложить вам что-то более интересное, тогда прислушаться к ним. В приказном порядке ничего не получится. Можно заразить их своей идеей, и тогда они скажут, что это действительно очень круто. То, что дети хотят серьезных ролей, это нормально - юношеский максимализм.

- Как объяснить родителям, которые отдают в театральные кружки детей, но у них нет к этому таланта?

- Мы проходили через это неоднократно, подобные вопросы были. Если хотите, проконсультируйтесь в уфимской студии "Хахачу". Тут нужен индивидуальный подход. У нас в Питере мама спрашивала, почему ее сын уже так долго занимается, а до сих пор играет пенька? Мы показали на практике во время упражнений, что мальчик не смог поймать мячик. Из пяти раз только два поймал. И, кстати, мама такая же оказалась - из пяти раз она один раз поймала.

- Возможно ли студентам стать волонтёрами вашего благотворительного фонда?

- Волонтёрам - будь это студенты, школьники или пенсионеры - добро пожаловать. Я представляю фонд, который занимается помощью детям и взрослым с опухолями головного и спинного мозга. Вы можете также выйти на другие фонды - написать, как можете помочь. Главное - желание, максимум через три дня вам ответят. Ехать особо никуда не надо, поверьте, в Уфе тоже есть кому помогать. Тем более я знаю, что здесь не так давно открылся хоспис. Их не так много в стране и там лежат разного возраста люди, которые нуждаются в поддержке.

 

«Валить на зрителя - самое последнее дело»

 

- Надо ли исправлять юношеский максимализм?

- Конечно, юношеский максимализм и энергию никогда нельзя отменять, нельзя причёсывать, нельзя делиться своим опытом, потому что вы уже отбегали и сейчас созерцаете тихую, прекрасную картину, а эти ещё не отбегали. Дайте им возможность сделать это. Возьмите в команду, скажем так, переходящее звено молодых наставников, которые будут с ними бегать, а вы уже будете изюминки вкладывать в эту прекрасную беготню. По-другому никак. Делать из детей молодых философов рано еще. Пускай у них будет своя философия прекрасная.

- Что делать, если кажется, что ты занимаешься уже не профессией, а какой-то ерундой? Вроде бы все делаешь верно, а веры нет?

- Вас не устраивает зритель? Все очень просто - зритель всегда прав. Значит, вы выбрали ту площадку, того автора или того режиссёра, который делает не то, что сейчас хочет зритель. Зритель голосует рублём. Наша профессия состоит в том, чтобы окунуть его в нашу историю, аккуратно заставить поверить в то, что происходящее на сцене - это честно, от всего сердца, и это история, которая заслуживает внимания и которая, скажем так, очень похожа на многие истории людей, сидящих в зале. Если этого не происходит, значит, неправильно выбран режиссёр или драматург. Зритель всегда прав, валить на зрителя - самое последнее дело, покопайтесь в себе.  Относиться к зрителю, как к человеку, который мешает вам, это неправильно.

- Если зритель всегда прав, нужно ли идти на поводу у него, ведь порой люди любят и матерные частушки?

- Я не говорю о том, что частушки нужны пять раз в неделю. Но и зритель вас не поймет, если вы сразу ему предложите послушать сложное сочинение Шнитке. Если вы считаете, что миссия вашего театрального коллектива - поднимать зрителя выше, тогда нужно понимать, как делать правильно микс. Затем от чего-то отказываться и нарабатывать свою зрительскую паству, которая приходила бы к вам и ждала все время чего-то большего. Другой путь - в сложном материале найти правильные, человеческие ноты и интонации для того, чтобы зритель не чувствовал себя дураком. Зритель не хочет переглядываться и задавать вопросы "а что здесь происходит, почему я здесь?". Зритель должен кайфовать и видеть главные темы.  

- Как быть если роли, которые получаешь, тяжело даются из-за того, что не можешь ассоциировать себя с героем? Я не герой-любовник, а приходится такие роли играть.

- У нас профессия, к сожалению, такая, что нужно иногда честно отвечать. Скажем, если вы ощущаете себя комиком, что я приветствую, значит, вам подвластны по большому счёту все жанры и все амплуа. Подумайте о том, какой герой-любовник, на которого вас толкнули. Это герой-любовник, не имеющий никакого опыта, который постоянно терпит неудачи, но считающий себя мачо. Посмотрите вокруг: таких людей много, они считают, что они мачо, а на самом деле... Они идут сомнительной дорожкой: если отойти в сторону и приглядеться, то это такой мачо за три копейки. А когда заканчивается эта сумма, он превращается во что-то унылое. Разберите просто тот материал, который вам дают, и найдите его самые слабые стороны, относящиеся к герою-любовнику. Тогда вам будет легче. Тогда тот комик, который внутри сидит, очень хорошо войдёт в истории героя-любовника, и герой будет не однозначным, а человеком сомневающимся. Мы, когда сомневаемся, отходим в сторону и начинаем сомневаться, хотя, выходя на люди, достаточно серьёзны и убедительны, но это не означает, что, когда все закончится, я не выйду и не подумаю "какой бред я нес". Ищите, как говорил Станиславский, в плохом хорошего, в хорошем плохого. Но ни в коем случае не уходите в амплуа героя-любовника, это гибельный путь. 

- Как быть, если ты чувствуешь в себе большой потенциал, пытаешься его раскрыть, но не получается?

- Не торопитесь, все получится. Просто не торопитесь, поймите школу и способы существования входа в роль. Как прочитать роль, как к ней подойти, как об этом думать - то, что вам будут предлагать ваши мастера. У вас будут ключики, образно говоря. Инструментарий, который дадут вам педагоги, вы будете понимать на 3-4 курсе, будете понимать, как можно самовыразиться. Для этого, наверное, и есть театральный курс в школе искусств, где педагоги делятся своим опытом, предлагают идти определенным путем.

 

«Я никому не советую идти в актёры»

 

- Стоит ли бросать педагогический вуз и идти в театральный? Вдруг это мимолетное желание после участия в народном театре?

- Я вам скажу то, что всегда говорю. Я никому не советую идти в профессию актёра, потому что сам не понаслышке знаю, что это такое. Если у вас есть возможность оставаться педагогом и работать в народном театре, если ваши выходы на сцену народного театра помогают вам в педагогике, это прекрасно. Но я никому не советую идти дорогой актера, потому что не понаслышке знаю, как это тяжело, как это непросто и как много трагических судеб сплошь и рядом. Хочется - идите, не буду вас удерживать, но я вас предупредил.

- Как быть, если не любишь репетировать и вдохновение появляется только на спектаклях? Как заставить себя полюбить репетиции?

- А как с вами работать режиссёру? Мы проводим лучшее время нашей жизни в театре, как ни крути. Последние два года я вообще не вылезал оттуда - и на репетиционной площадке, и в кабинете. Давайте делать так, чтобы нам было хорошо, чтобы нам в театре было весело, чтобы мы не боялись глупости. Ведь репетиции для того, чтобы проверить какую-то глупость - свою, режиссёрскую, драматургическую. Надо проверять, надо хохотать, надо делать это с удовольствием, а иначе шесть часов вашей жизни коту под хвост. И только два с половиной часика закулисья и сцены вам в радость. Просто постарайтесь поменять вектор. Репетиции - для дуракаваляния и для повторов. Через это дуракаваляние, через самые простые, глупые вопросы "почему так, а не вот так" можно закрутить себя, затормошить, чтобы поставить в тупик режиссёра не заумными вопросами, а простыми и даже дурацкими. Это поможет понять, что вы делаете на пути к той или иной героине. Либо вам ещё чуть-чуть надо пострадать на репетициях и потом щёлкнет само и будет радостно, либо попробуйте сами все это раскачать. Не надо бояться. Я просто сейчас разбираюсь с той самой небезызвестной пьесой "Чайка", которая уже превратилась в какой-то Александрийский столп. Все ходят и молятся на нее, а там очень простые вещи и простые вопросы. 

- Что делать если перестали гореть глаза?

- Когда какое-то большое дело сделано, нужно выдохнуть, взять паузу и подключить немножко другой фрагмент души. Нельзя все время бежать, когда-то нужно останавливаться и радоваться за то, какие плоды приносит ваше детище. 

- Как найти баланс между ролями, если хочется играть и положительных персонажей, и характерные роли?

- У меня небольшой опыт руководства театром, но достаточно насыщенный за эти два года с копеечками общения с моими коллегами. Я вам скажу одно: на вас, девочек, не угодишь. Это все, что я могу сказать.

- Как не выглядеть глупо, когда твой партнёр на сцене потерялся, и не дать почувствовать зрителю этот момент?

- Ели ваш партнёр каждый спектакль выходит и путается, тогда, наверное, можно какой-то алгоритм действий уже придумать. По крайней мере два-три варианта пути развития. Но так как эта история индивидуальная, вы должны знать текст, чтобы не подвести партнера, если он забудется. Мне кажется, в этом и есть прелесть театра, когда зритель в какой-то момент видит, что не так все идет чисто и гладко. Актёр "колется", забывает текст, есть отношения между актерами в этот момент.

- А если хочется наподдать ему?

- Заприте коллегу где-нибудь, чтобы он вообще не выходил, сыграйте одну сцену за него. У меня тоже такое было в одном спектакле. Мы долго-долго репетировали и в результате я сыграл за всех одну сцену. Более-менее сносно получилось, и мы взяли это за основу. Это стало ходом в спектакле, где мой герой обыгрывает всех, кто находится в этот момент. А, возможно, у человека просто не хватает темперамента, а вам все кажется. Может быть, он действует, наоборот, правильно, а вы слишком многого хотите. Тут нужно понять, кто из вас прав. В этом случае, наверное, если есть возможность, обратитесь к режиссёру.  Если мы не договорились с режиссёром о конкретных вещах, делать замечания партнёру не совсем этично, как мне кажется. Вот тут и крутитесь.

 

«В профессию не поздно прийти в любом возрасте»

 

- Есть мнение, что работа артистов в кино легче, чем в театре. При этом в кино могут снимать события не в том хронологическом порядке, который будет происходить на экране. Как держать эту линию и образ? Выходит, в театре работать проще?

- Очень просто - быть готовым. Это абсолютно разные подходы, несмотря на то, что в театре тоже все бывает не линейно, например, на репетиции. Это не означает, что вы должны начать репетировать сцену из третьего или четвертого акта, если вас разбудить. Но вы будьте готовы к этой сцене и должны знать, что происходило до этого. То же самое в кино. Другое дело, что это абсолютно разные подходы в моментах сосредоточения. У меня было такое, что я неделю ждал выхода своего. Всю неделю - ночные смены в кино. Я приезжал, переодевался, сидел, ждал своего выхода и не выходил на съемочную площадку. Это тоже, конечно же, портит нервы и характер и не всегда в лучшую сторону закаляет. Вот поэтому кино и театр - этот абсолютно разные способы существования. Единственный закон, который их объединяет, вам желательно знать текст. Ну или хотя бы понимать то, о чем ты говоришь. Желательно говорить друг за дружкой, чтобы создавался диалог и желательно не сбивать декорации. Все остальное - разное, поэтому это все вопросы практики и готовности.

- В каком возрасте не поздно прийти в профессию и можно ли это сделать из другой профессии?

- В любом возрасте не поздно прийти. Можно из другой профессии, примеров очень много. Огромное количество режиссёров, которые из другой профессии приходили в режиссуру. Для актеров желательно иметь актерскую школу, хотя есть и самородки прекрасные. Для чего существуют актёрские школы? Для того, чтобы была база - тот самый язык, инструментарий, с помощью которого мы договариваемся. Актёры разных школ договариваются, что они будут делать на площадке, о чем они будут говорить. Если у вас нет этого инструментария, то нам придётся затратить намного больше времени, чтобы договориться. Вот и все, поэтому желательно иметь все-таки актёрскую школу. Про возраст не знаю, честно вам скажу. В юном возрасте рвутся, потому что еще не понимают, что это такое, а потом получаем искалеченные судьбы, профессия становится в тягость и уже не видишь свет в конце тоннеля. Более взрослый человек понимает, что он хочет заниматься именно этим, поэтому ему может быть даже и легче. Ведь он знает, что не все так просто, потому что уже пожил и многое понимает. 

- Возможно ли после долгого перерыва вернуться в профессию?

- Ну, тренинг важен, конечно. Микки Рурк довольно большую паузу взял в своё время и вернулся в мировой кинематограф. И прекрасно себя чувствует, немножко в другом амплуа, но все равно. Это возможно, если вам это нужно, а не кому-то другому. Себе вопрос задайте - мне это нужно? Главное, чтобы работа была, чтобы возвращаться на роль.

- Как подготовить своё внутреннее состояние перед выходом на сцену?

- Ну, во-первых, неплохо бы текст повторить в начале. Так лишнее волнение, возможно, уйдет. А может быть вы для себя, как это ни смешно, откроете смысл того или иного предложения, которое уже у вас забалтывается, а сегодня пришли, посмотрели и поняли, о чем это. И потом идите спокойно на площадку, проверять именно об этом текст или нет. Вы не можете наполнить всю роль глобальным смыслом, но вы можете, выходя на сцену, брать зрителя, соединяться с партнёром и проверять какие-то новые смыслы в том тексте, который уже сказан не один раз. 

- Как найти своих людей, с горящими глазами, с которыми ты понимаешь, что готов искренне работать?

- Создать вокруг себя такой климат, чтобы к вам потянулись те самые люди. Для чего были созданы студии творческого развития "Оперение"? Для того, чтобы через некоторое время вы подросли, вышли в большую жизнь и мы с вами могли спокойно говорить на одном языке. Именно поэтому выпускники студии из Уфы, Москвы и других городов теперь наставники и педагоги в таких же студиях. Они создают вокруг себя коллектив, наполняют его желающими учиться в студии и идти дальше.

 

 «В «Гамлете» я бился за каждую реплику»

 

- Как создать спектакль с режиссёром, с которым не совпали по энергетике?

- Вы знаете, у меня произошла такая история с Юрием Грымовым. Я был весь в делах, съемках и так далее. Юрий приглашал меня на определённую роль, времени у меня было мало для встречи - всего час. Мы сели, начали разговаривать, и я подумал, что у нас совершенно разное чувство юмора, и мы разошлись. Позже я просмотрел премьеру этого спектакля и задал себе вопрос как так случилось, что мы не нашли с ним общего языка. Ведь то, что он делает, это мой театр. Судьба потом распорядилась по-другому, и я пришёл в этот спектакль, то есть все-таки круг замкнулся. Также у меня было пару раз в кино - не совпадало, но потом мы находили общий язык. Наверное, если есть возможность, дайте время режиссёру найти общий язык, а себе дайте возможность понять, почему это не происходит. Может быть, режиссёр предлагает вам что-то чуть больше, чем вы понимаете, а может быть, вы чуть больше понимаете, чем режиссёр. У нас зависимая профессия. Сейчас отказалась, потом ещё раз не пошла, а потом и не пригласили. Так что, мне кажется, надо биться. Помню, что, когда мы репетировали с режиссёром "Гамлета", я бился за каждую реплику.

- Как артисту не сломаться под тяжестью известности и популярности?

- Я теорией не занимаюсь: дойдёте до этого сами и сами поймёте как. Главное, чтобы рядом были вменяемые люди, которые бы сказали вам: "Милочка моя, ты безобразно себя ведёшь".

- Востребована ли национальная внешность при приеме абитуриентов, а также в московских и питерских театрах?

- У команды педагогов и у каждого мастера при приеме абитуриентов есть свой план. Иногда план конкретный по постановкам, иногда они отталкиваются от талантливых абитуриентов и план зарождается прямо во время смотра. Подходы совершенно разные. Можно быть мегаталантливым, но не попасть в распределении просто по внешнему виду, а можно пойти на курс просто потому, что от вас оттолкнулись и придумали историю. Что касается национальности и внешних проявлений, то в художественном театре есть актёры из Казахстана, с Украины, Белоруссии и это ярко выражено. Тем не менее этим не злоупотребляют. Думаю, что скорее с такой внешностью нужно идти в кино. Скорее всего, камера вас очень полюбит. Но это не означает, что не надо пробовать себя в театре.

- Как понять актеру, хороший ли спектакль или не очень?

- В первую очередь отвечайте за себя - что вы делаете на сцене, знаете ли вы текст, соблюдаете ли мизансцены, попадаете ли вы в свет, работаете ли с партнёром, с залом. Отвечайте в первую очередь за свою линию. Вы отработали честно и дальше спрашивайте у зрителей, слушайте, как зритель с вами дышит. Это может быть ложным ощущением, потому что зритель может затаить дыхание и слушать, сопереживать с вами, а в конце выдать весь аванс и гонорар в виде аплодисментов. И это не всегда понятно на премьерных спектаклях. После десятого спектакля уже идёт примерное понимание того, что вы там нагородили вместе с режиссёром. У меня внутреннее ощущение того, что происходит во время спектакля, только сейчас чуть-чуть стало совпадать с тем, что происходит в зрительном зале. Обычно не совпадает, у меня своя какая-то планка.

- Должна ли я как зритель считывать главную мысль режиссера или хотя бы тему?

- Серьёзный вопрос. Мы в художественном театре, чтобы зрителям было легче, в программках или в куар-кодах всегда даем высказывание режиссёра. Тогда зрителю проще: он понимает главную линию, которую поднял режиссёр.

 

«Если начинаю выгорать - переключаюсь на другое»

 

- Не может ли случиться так, что визуальная часть актерского мастерства будет заменена искусственным интеллектом и тогда живые актеры останутся лишь в театре?

- Биться с этим бесполезно. Может быть любой сценарий развития искусственного интеллекта. Все нормально, пока мы можем это контролировать, пока мы можем находиться с искусственным интеллектом в диалоге и предлагать ему совершенно неожиданные предложения, пока мы умнее и неординарнее. Пускай у нас нет столько знаний, но у нас есть фантазия, которая позволяет нам бросать туда-сюда этого огромного кита знаний и заставляет его крутиться, чтобы ему было неудобно. Вот пока у нас это есть - мы непобедимы. Как только мы перестанем пользоваться своей фантазией для диалога с этим непонятно кем, нас сожрут. Возможно, театр - это спасение, потому что туда люди приходят совсем за другим.

- Для актеров важно, как выглядят зрители в зале театра? Есть ли для вас разница - пришли люди в красивых платьях или в джинсах?

- Энергетика - это наша задача. Она состоит в том, чтобы уловить вашу энергетику. Скажем так, совпасть с вашей энергетикой в начале и потом перевести нашу энергетику в вашу таким образом, чтобы вы успокоились, перестали дёргаться и вошли в нашу историю. Если вы придёте в каком-то элегантном платье, конечно, это будет очень приятно и на вас будут обращать внимание. Я видел некоторые мероприятия под названием концерт или спектакль, где люди приходят в дресс-коде. Конечно, это дорогого стоит. Но давайте все-таки будем реалистами. Вы можете в чем угодно приходить, но желательно без перьев для того, чтобы не мешать тем, кто сидит сзади.

- Как сочетаются чувства и эмоции в творчестве и сухой холодный менеджмент в управлении?

- Первая область - это вы выходите на сцену, ведете роль, работаете с партнёром и опережаете зал. Обязательно: не отстаёте от зала, а опережаете. Хотя бы на полшажочка, но впереди. Другая область - это ваш расчет, бумаги, план, команда, с которой вы занимаетесь менеджментом. Одно с другим, наверное, мешать нельзя. Просто надо чётко разделять.

- Как вы спасаетесь от выгорания и усталости?

- Вы знаете, у меня так много объектов интереса. На сегодняшний день это театр, кино, репетиции, менеджмент, гастрольная деятельность и много-много всего, поэтому если где-то начинаю выгорать, тут же переключаюсь на другое. Просто чуть-чуть отдохнуть в той теме, в которой я либо вошёл в тупик, либо почему-то мне стало неинтересно. Я чуть-чуть отодвигаю эту тему, чтобы заниматься другими делами, потом возвращаюсь и понимаю, что самое правильное было просто выдохнуть на какое-то время. Если у вас только одна тема, тогда, наверное, нужно менять материал. Я даже по-другому не могу вам подсказать, потому что да, бывает тупик и выгорание. Это примерно одно и то же, как мне кажется. А продолжать биться - это на один раз, дальше это не будет работать.

- А как вы вживаетесь в роль?

- Просто задаю дурацкие вопросы для того, чтобы попытаться найти на них ответы на сцене.

- Насколько часто вас критиковали и как вы справлялись с этим?

- Не сломали. Вы знаете, когда есть люди, которые критикуют и рассматривают дело, а не себя родимого по отношению к тому, что он увидел, это хорошо. Люди, которые говорят о том, какие, на их взгляд, есть ошибки - это дорогого стоит. Конечно, есть огромное количество критиков, особенно блогеров, которые считают, что они мегапрофи. Они превращаются в какие-то памятники просто потому, что много всего смотрят и пишут всякую дребедень. Но это было, есть и будет. В этом случае нужно познакомиться, сказать спасибо и идти дальше. Надо просто иметь какой-то внутренний стержень, базу коллег и критиков, которые занимаются делом и опираться на них.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты