Облик старинных зданий в Уфе восстанавливали по архивным фото и описаниям
Закон требует использовать старинные технологии возведения исторических домов
- Самым древним из них является Дом Демидовых, который находится на пересечении улиц Октябрьской революции и Воровского, это здание построено в XVIII веке, имеет свою историю, - напомнил г-н Кулбахтин. - История его связана с именем Демидовых, широко известных в России меценатов. И в этом доме на определенное время останавливался фельдмаршал Суворов. Есть и вовсе неказистый деревянный дом, построенный в XIX веке на улице Гоголя. Но в нем жил знаменитый Федор Шаляпин, известный по всем мире оперный певец. А если мы возьмем такие личности, как Владимир Ленин и Надежда Крупская, то не только в Уфе, но и в республике наберется много объектов, где они побывали проездом. Так что история у Башкирии очень богатая.
Начальник республиканского управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ считает, что «богатая история Уфы отразилась и в памятниках культуры».
- Сложно определить какой-то один объект, который был бы особенно дорог мне как историку, - признается он. - И как представителю органа охраны объектов культурного наследия - бесспорно, они все для нас ценны.
Сегодня в Уфе идет реставрация памятников архитектуры, расположенных на четырех центральных улицах. Салават Кулбахтин пояснил, какие работы ведутся в этих купеческих особняках.
- Статус объекта культурного наследия звучит гордо, но при этом налагает ряд обременений при использовании здания, - сказал Салават Назирович. - В обычных домах, которые не являются памятниками истории и архитектуры, провести какие-то работы не представляет сложностей. В случае с объектом культурного наследия нужно учитывать требования федерального законодательства по их сохранению. Даже чтобы провести элементарную покраску объекта, необходимо разработать рабочую документацию, привлечь лицензированные организации, специалистов.
По словам г-на Кулбахтина, жесткие требования продиктованы необходимостью сохранить специфику времени, когда было построено здание.
- Нужно использовать точно такие же материалы, из которых был построен памятник архитектуры, - объясняет он. - Мы прекрасно понимаем, что металла, который использовался в XIX веке, мы естественно, сегодня не найдем. Поэтому применяется близкий по техническим характеристикам современный металл, но технология монтажа кровельного покрытия используется та же. Законодательство предписывает максимально точно использовать технологии, с помощью которых возводился памятник культуры. Например, при восстановлении кирпичной кладки, применяется камень тех же габаритов. Такие кирпичи нужно специально заказывать или искать производителей, которые могут предложить продукцию нужных параметров. Организации или собственники объектов культурного наследия, которые приступают к ремонтным работам, порой по всей стране ищут нужные материалы. Это очень дорогостоящие работы, если строго следовать букве закона.
Как рассказал Салават Кулбахтин, сегодня, благодаря решению министерства культуры РФ, «предусмотрена упрощенная форма проведения текущего ремонта объекта культурного наследия».
- Здесь мы не говорим о капремонте, о реставрации или о каких-то более сложных и более длительных и дорогостоящих процессах, - пояснил он. - Есть упрощенные процедуры, предусмотренные для того, чтобы минимизировать бюрократические проволочки в максимально кратчайшие сроки приступить к работам.
Застройщики мечтают снести старые здания, чтобы освободить участки под высотки
Начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ напомнил, что в прошлом году Радий Хабиров на совещании оргкомитета по подготовке к празднованию 450-летия Уфы поручил провести работы по ремонту фасадов зданий, сделав акцент на объекты культурного наследия.
- Так что работа началась еще с прошлого года, - говорит Салават Назирович. - Объекты были обследованы для того, чтобы понимать, какие виды работ необходимы на каждом из них. Далее необходимо было разработать рабочую документацию — и здесь привлекались организации, которые имеют лицензию министерства культуры страны на эти работы. Были выданы 23 разрешения на проведение работ. Работы, которые проводятся, будут комплексными и затронут как внешний облик зданий, так и внутреннее убранство. Здания достаточно крепкие. Но любое сооружение со временем начинает требовать внимания и периодического проведения каких-то капитальных работ.
Салават Кулбахтин отмечает, что изменения, которые происходят во время таких работ, иногда вызывают критику горожан.
- Но, на мой взгляд, критика необходима для того, чтобы совершенствовать работу, чтобы двигаться вперед, - говорит он. - Единственное - она должна быть конструктивной, а не только рассуждениями о том, что так нельзя, так неправильно, это неприемлемо. В последнее время именно в сотрудничестве с общественными активистами мы совершенствуем работу по сохранению объектов культуры.
Оказывается, восстанавливают внешний облик зданий, опираясь на архивные фото.
- А цветовые решения уточняют по текстовым описаниям, воспоминаниям современников — так как фотографии того времени черно-белые, - поведал г-н Кулбахтин. - Когда приступают к разработке научно-проектной документации или к рабочей документации, скрупулезно подходят к сбору и изучению всей имеющейся информации. И, конечно, не менее важным вопросом является соблюдение технологических, строительных характеристик и норм.
Салават Кулбахтин объясняет, что несмотря на желание застройщиков снести старые дома, чтобы освободить участки под высотки, в управлении будут стоять на страже закона.
- Памятники культуры защищает федеральное законодательство, положения об их охране есть в Конституции страны, - сказал он. - Поскольку новые высотки часто строятся рядом с объектами культуры, управление как надзорный орган внимательно следит за соблюдением охранных зон.