Регион

Академик РАН: «Наука и должна быть на грани фантастики, иначе зачем она нужна?»

13.10.2025
Уфимский институт проблем сверхпластичности металлов отмечает в этом году своё 40-летие. Среди новейших разработок, созданных в стенах этой организации: технология производства лопастей современных авиадвигателей, а также невероятно прочные детали для установок по обогащению урана. Об этом рассказал научный руководитель института Радик Мулюков, в этом году избранный академиком Российской академии наук.

«Санкции, как это ни парадоксально, играют положительную роль»

 

Г- Мулюков стал третьим академиком РАН в Башкирии. 

- То, что мне посчастливилось быть избранным академиком общим собранием Российской академии наук, – это, конечно, отчасти моя личная заслуга, - говорит Радик Рафикович. - Но я считаю, что, наверное, в большей степени это заслуга всего нашего института. Это признание нашей работы в научном, технологическом и производственном сообществе. И даже руководством академии было сказано, что для Башкирии иметь академика в области таких технических наук – большая честь.

Радик Рафикович отмечает, что с момента, когда республику возглавил Радий Хабиров, ученые почувствовали, как изменилось отношение к науке. Поддержка со стороны властей региона значительно увеличилась, а интерес к науке в стране вырос после введения западных санкций.

- Я скажу крамольную мысль: надо ругать президентов США – не только Трампа, Байдена, но и более ранних – не за то, что они ввели санкции, а за то, что они не ввели их раньше, - заявил ученый. - Тогда бы мы начали развивать российскую науку намного раньше. Санкции, как это ни парадоксально, играют положительную роль. Они вынуждают обращаться к науке. И у ученых появляется стимул и смысл работать.

По мнению г-на Мулюкова, если бы санкции ввели сразу после распада СССР, страна могла бы развивать собственные компетенции. Но, несмотря ни на что, благодаря ученым-энтузиастам и ученым патриотам технологии удалось сохранить.

- К счастью, есть еще люди, которые живут наукой, - говорит научный руководитель ИПСМ РАН. - Они есть, но их надо заинтересовывать, их надо поддерживать. И поэтому важно, что со стороны нашего руководства есть очень серьезная поддержка научной молодежи.

Академик РАН отмечает, что в свое время из России шла «утечка мозгов» на запад, когда высокотехнологичные иностранные компании переманивали перспективные ученые кадры, а в РФ предложить науке ничего не могли. 

- Но теперь, в том числе благодаря санкциям, в стране пересмотрели отношение к ученым, - комментирует Радик Рафикович.

Г-н Мулюков объясняет, как были важны разработки уфимских ученых на примере ядерной энергетики. Так, при обогащении урана используются газовые центрифуги, которые должны разгоняться до 2000 тысячи оборотов в секунду. Американцы в свое время эту технологию применить не смогли, потому что не смогли создать металла, способного выдержать такую нагрузку и не деформироваться.

- Но наши ученые смогли, - говорит Радик Мулюков. – Свойства материала зависят не только от химии, но и от его структуры. И мы создали такую структуру высокоуглеродистой стали, что она начал обладать уникальным сочетанием механических и электромагнитных свойств. И это позволило перейти к созданию нового поколения газовых центрифуг по обогащению урана. И на сегодняшний день по этой технологии мы опережаем американцев на 15–20 лет.

По словам г-на Мулюкова, сегодня разработки института обеспечивают технологический суверенитет и безопасность России. 

- Мы разрабатываем технологии мирового и превышающего мировой уровень, - говорит академик. – И это важно для экономики любой страны. Сегодня в России это понимают. 

Он напоминает, что в институте создана молодежная лаборатория физики и механики углеродных наноматериалов. Два молодых аспиранта лаборатории получили по два млн рублей на квартиру от главы региона Радия Хабирова. Молодые ученые лаборатории удостоены двух медалей РАН и двух стипендий президента России.  

«Первый самолет с разработками уфимских ученых полетит в 2026 году»

Институт проблем сверхпластичности металлов был создан еще в 80-х годах. Радик Мулюков вспоминает, что уже тогда такие исследования велись во многих научных школах в Москве, Санкт-Петербурге (тогда – Ленинграде), на Урале и в Сибири. А потом научная школа появилась и в Уфе.

Радик Рафикович демонстрирует образец металла, растянутый в 41 раз.

- Не каждая резинка так растянется, - говорит он. - Но свойства свои растянутый металл не только сохраняет, но и улучшает. На первый взгляд, это чудеса. Но фундаментальная наука и должна быть на грани фантастики, иначе зачем тогда она нужна? Есть, конечно, к сожалению, имитаторы науки, которые делают работы, чтобы просто публиковать и хвастаться публикациями, но это не про наши институты. Мы открываем новые законы, новые явления в области физики, материаловедения и техники, открываем то, что вчера было неизвестно.

Уфимский институт, занимаясь фундаментальной наукой, по своим исследованиям сверхпластичности металла удерживает лидерство в мире и напрямую конкурирует с машиностроительным гигантом Rolls Royce.

- Эти фундаментальные результаты, которые мы получаем, мы не просто публикуем, а думаем, как превратить их в реальные технологии, - говорит академик РАН. - Потому что самое важное в мире для экономики любой страны – это то, как она развита технологически. Поэтому все и охотятся за технологиями. Потому что нельзя просто заниматься наукой – от этой науки должна быть польза людям.

Недавно в институте проблем сверхпластичности металлов разработали титановую лопатку для газотурбинных двигателей самолетов. 

- Двигатель самолета – самое сложное устройство, которое придумал и изготовил человек за все время своего существования, - поясняет г-н Мулюков. — До недавнего времени в газотурбинном двигателе происходило сгорание топлива под большим давлением. Газ выбрасывало через сопла, и самолеты двигались за счет реактивной скорости. Но в последние несколько десятков лет люди придумали, что можно увеличить коэффициент полезного действия. Они поместили в центр двигателя на всю длину ось, на которую насадили лопатки.

Оказывается, когда в турбине сгорает топливо, давление начинает раскручивать лопатку, и это движение передается на вентилятор. 

- Вентилятор отталкивается от воздуха, и самолет движется, - поясняет Радик Рафикович. - Так повышается коэффициент полезного действия двигателя, потому что на высотах, на которых летают пассажирские самолеты, отталкиваться от воздуха выгоднее, чем лететь за счет реактивной тяги. 

Технология, которую изобрели уфимские ученые, позволила сделать эту деталь прочной, но полой внутри. То есть легче, а значит, эффективней. Полые лопатки уже производятся серийно на УМПО для авиадвигетелей нового поколения. 

- Эта лопатка обеспечила создание российского газотурбинного двигателя и исторический возврат России в клуб четырех стран, которые владеют полным циклом от разработки до изготовления газотурбинного двигателя, - поясняет Радик Рафикович. 

Для газотурбинного двигателя сверхбольшой тяги в 35 тонн понадобились лопатки ещё более лёгкие и жаропрочные. Первые опытные образцы, полученные в институте, по своим характеристикам уже превзошли все зарубежные аналоги.

- И первый самолет, в котором такая лопатка будут задействована, полетит в начале следующего года, - сообщил г-н Мулюков. - С двигателем, в создании которого участвовали башкирские ученые. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС Ревнуете ли вы своих супругов к кому-то из коллег по работе?

Результаты