В Башкирии предприниматели встанут в очередь, чтобы отрыть бизнес на М-12

«Средств бюджета для строительства таких объектов недостаточно»
Напомним, старт движению по новому участку скоростной федеральной дороги дал президент страны Владимир Путин. По мнению г-на Ахунова, участие главы государства в церемонии открытия подчеркивает, что это «действительно важное событие».
- Ключевая цель, на мой взгляд, заключается в том, чтобы связать Москву, Санкт-Петербург с восточной частью нашей огромной страны, - поясняет Рустем Ринатович. — Это большой транспортный коридор, который после завершения строительства даст новые возможности для жителей России. А регионы, по которым проходит федеральная трасса М-12, в том числе Башкортостан, получат положительный социально-экономический импульс.
Г-н Ахунов считает, что для такого большого государства, как РФ, строительство скоростных дорог имеет приоритетное значение, особенно для восточной части.
- Автолюбитель получает экономию времени, - рассказывает экономист. - А ведь если ты находишься в служебной командировке, это твое время, которое ты можешь использовать, можешь заработать деньги и окупить затраты на платную трассу. Можно не платить за платную дорогу и поехать по бесплатному маршруту. Но потеря топлива, а также износ машины как раз и составит, а может и превысит стоимость поездки по платной дороге. Средняя стоимость – чуть больше шести рублей за один километр дороги. Но для тех, кто часто ездит, есть возможность приобрести траспондер, который позволит экономить.
Г-н Ахунов поясняет, чтобы построить скоростную трассу, государственная корпорация «Автодор» использовала заемные средства, выпустив облигации. Теперь нужно, чтобы эти средства окупились.
- Я видел много комментариев такого плана: мы платим налоги, а государство строит платную дорогу и снова зарабатывает на нас, - рассказывает Рустем Ринатович. - На это есть объяснение. Средств бюджета для строительства таких объектов было бы недостаточно. К тому же эта дорога – современный технологический объект, который сравнивают с европейскими автобанами.
Макроэкономический эффект от ранее построенного скоростного участка трассы от Москвы до Казани уже подсчитан, добавляет он. За 20 лет это около двух трлн рублей.
- Если мы говорим об инфраструктурных проектах, это хороший эффект, поскольку окупаемость инфраструктурных проектов, как правило, долгосрочная, - объясняет экономист. - И, вероятно, в том числе, поэтому такие проекты должны реализовываться с использованием заемного финансирования с привлечением частных инвесторов. Если посмотреть на структуру финансирования этого большого проекта, то он строился за счет средств федерального бюджета, за счет «Фонда национального благосостояния» и за счет заемных средств.
Доктор экономических наук напоминает, что «разрешенная скорость на дороге – 110 км/ч, причем нет ни одного светофора».
- И об этом даже говорил президент страны Владимир Путин: ни один светофор не должен ограничивать передвижение из Москвы до восточной части нашей огромной страны, - напоминает он. - Что может получить от этой дороги потребитель? Я воспользовался калькулятором «Автодора», который позволил рассчитать экономию при использовании скоростной трассы при поездке из Уфы в Москву. Мы получаем экономию времени более четырех часов. Это первое. Второе – мы получаем безопасную дорогу. Дорожники предусмотрели даже сетки для защиты от проникновения животных на трассу.
Как объясняет Рустем Ринатович, «хорошее освещение и отсутствие пробок позволяют сэкономить главный ресурс современного человека – время».
- Плата за пользование этой дорогой необходима для того, чтобы обеспечить этот комфорт и качество, - говорит он. - И я уверен, что качество будет поддерживаться.
«Это история про связь между крупными городами»
Ну и, самое главное, по мнению эксперта, – это безопасность.
- Башкирия в числе лидеров по погибшим в результате дорожно-транспортных происшествий, - напоминает он. - Я полагаю, что наличие скоростного участка Дюртюли – Ачит разгрузит М-5 и М-7, поскольку это – дублер ранее очень загруженных челябинской и казанских трасс. Благодаря построенному участку, 255 километров которого проходит по территории Башкирии, поездки на автотранспорте станут более комфортными и безопасными.
Рустем Ахунов добавляет, что и путь в Екатеринбург из Уфы при использовании новой трассы сократится на три часа – это тоже очень важно.
— Это большой выигрыш, и он даст эффект для развития туризма, - полагает он. - А туризм – это особо интересная история. Если мы проанализируем прогнозы развития внутреннего туризма и планы российских властей, то к 2030 году примерно в два раза вырастет число туристов, которое выбирает в качестве транспорта автомобиль. Так что эта дорога – часть общей стратегии развития нашей страны. Это развитие внутреннего туризма, комфортные условия для передвижения по стране, которые мы уже получили.
Экономист уверяет, что «фактически сокращаются не только физические расстояния».
- Появляется экономия за счет того, что человек быстрее добрался до пункта назначения, - говорит он. - Груз быстрее прибыл до получателя, ускорился оборот продукции. Эффектов действительно масса. Также новая трасса позволит развивать экономику в северо-западных районах республики.
Рустем Ринатович объясняет, что «чем дальше протянется эта трасса, тем большей будет связанность регионов».
— Это даст так называемый агломерационный эффект: если трасса проходит рядом с населенным пунктом, который по разным причинам находится в неблагополучном социально-экономическом положении, то с появлением связанности есть возможность использовать эту дорогу для проезда в крупный город и, соответственно, для трудоустройства, - комментирует он. - Тогда повышается уровень жизни.
По мнению г-на Ахунова, даже само строительство дороги и ее обслуживание уже обеспечило экономический эффект для жителей этих районов.
- Теперь необходимо строить дорогу из Уфы до Дюртюлей, - считает он. - Мы уже имеем часть трассы М-7, она в прекрасном состоянии. И если до Дюртюлей будет построена дорога такого же уровня, то, конечно, мы получим большой экономический и социальный эффект. Если будут качественные дороги, мы спасем много жизней.
Экономист уверяет, что вдоль трассы постепенно появится вся инфраструктура: придорожные комплексы, кафе и магазины.
- Предприниматели встанут в очередь, чтобы получить право открыть торговую площадку вдоль скоростной автодороги, - уверяет он. - Дорога заработала, по дороге можно ехать. Я убежден, что даже возникнет конкуренция за право находиться на этой трассе и обеспечивать всем необходимым автолюбителей. Я не знаком с правилами доступа, так скажем, на этот рынок. Но уверен в том, что те километры трассы, которые проходят по территории Башкирии, могут быть заняты нашими предпринимателями. И бизнес-проекты успешно там реализуются.
Экономист отмечает, что теперь туристы смогут позволить себе активнее путешествовать: поездка на два-три дня в другой регион станет комфортной и быстрой.
— Это история про связь между крупными городами, когда ты можешь благополучно и быстро съездить из Уфы в Екатеринбург, посетить места, которые запланировал, – и вернуться обратно, - напоминает Рустем Ахунов.
Напомним, в 2021 году скоростную автодорогу Москва–Казань по поручению Владимира Путина продлили до Екатеринбурга. Частью этого масштабного проекта стало строительство 275 км современной четырёхполосной трассы от Дюртюлей до Ачита с бесконтактной системой оплаты проезда. Новая автомагистраль проходит через три региона — Башкирию, Пермский край и Свердловскую область. В ближайшее время она дойдет до Екатеринбурга, а в будущем – до Тюмени. В перспективе трассу протянут через всю страну до Владивостока, создав грандиозный транспортный коридор «Европа–Западный Китай».