Арт-объект

Около ноля. В инсценировке «Игрока» Александринки уфимцам не хватило Достоевского

14.04.2024 Мила КИЯН
Один из старейших российских театров в рамках федерального проекта "Большие гастроли" показал в башкирской столице спектакль "Литургия Zero" и подписал соглашение о сотрудничестве с минкультом РБ.

«Игрок» вслед за «Ревизором»

 

Гастроли знаменитой Александринки, как принято коротко называть театр, в башкирской столице ждали очень давно. Питерцы провели в Уфе целую неделю - их визит даже получил название "Дни Александринки". Кроме главного гастрольного спектакля -  "Литургия Zero" по мотивам романа Достоевского "Игрок", который в течение двух дней показывали на сцене Башкирского театра оперы и балета, в программе был также моноспектакль ведущего артиста Александринки Игоря Волкова "Записки нервного капельдинера", который прошёл на сцене Башдрамы, мастер классы от Игоря Волкова и его коллеги – актера Сергея Паршина, лекция "Достоевский и театр", а также выставка, посвящённая истории Александринки.

Посетителям выставки напомнили, что официальное название театра - Национальный драматический театр России. Основанный в 1756 году, он является первым постоянным публичным российским театром. Труппа знаменитого театра лишь однажды за всю свою долгую историю приезжала в Уфу. Но поскольку в рамках гастролей было подписано соглашение о сотрудничестве между Александринкой и минкультом Башкирии, можно надеяться, что питерцы теперь будут бывать в Уфе чаще.

- Александринский театр возвращается в Уфу почти через двадцать лет, - отметил худрук театра и постановщик "Литургии Zero" Валерий Фокин накануне гастролей. - Для нас это очень важные, ответственные гастроли. В 2005 году мы показали здесь один из знаковых для нашего репертуара спектаклей - "Ревизор". Сейчас этого спектакля в нашей афише нет. Спектакль "Литургия Zero" продолжает заявленную в "Ревизоре" линию современного сценического осмысления произведений русской классической литературы.

В отличии от других участников программы "Большие гастроли ", которые всё-таки стараются наряду со своими старыми хитами показывать в регионах и спектакли последних лет, Александринский театр привёз только один большой спектакль, премьера которого состоялась ещё в 2012 году. Но стоит отметить, что "Литургия Zеro" до сих пор в афише Александринки и пользуется большой популярностью у питерской публики. До гастролей в Уфу "Литургию" играли на родной сцене в Петербурге.

Уфимские театралы, естественно, тоже не могли пропустить визит знаменитого театра из северной столицы, порадовав питерцев аншлагами и в первый, и во второй день гастролей. Несколько неожиданным оказался выбор площадки для драматического спектакля - Башкирский театр оперы и балета, ведь ранее все спектакли проекта "Большие гастроли" проходили на сценах других уфимских театров.

- Александринка - это очень большая сцена в Петербурге, старейшая сцена, поэтому спектакли достаточно легко встают на оперных площадках. Мы часто играем спектакли именно в оперных театрах, - объяснил главный режиссёр театра Никита Кобелев, представляющий творческое руководство Александринки, поскольку худрук Валерий Фокин в эти дни занят новой постановкой в Будапеште и в Уфу выбраться не смог.

Как выяснилось, чтобы доставить в Уфу необходимое для спектакля оборудование, потребовалось арендовать аж три больших фуры. Директор Александринки Сергей Емельянов поблагодарил министерство культуры Башкирии за оперативное решение вопроса с организацией гастролей.

 

Эра Бабушки

 

В своё время постановка "Литургия Zero" стала настоящей сенсацией и была удостоена главной театральной награды Санкт-Петербурга "Золотой софит", а исполнительница роли Бабушки - Эра Зиганшина - получила за неё национальную театральную премию "Золотая маска". В отличии от исполнителей других ролей в нашумевшем спектакле, меняющихся год от года, Эра Зиганшина с самой премьеры на протяжении многих лет играет роль Бабушки. Начинала она в 68 лет, а сейчас она уже разменяла девятый десяток и, как могли убедиться башкирские зрители, просто великолепна в этой роли. Не зря многие театральные критики неоднократно называли этот спектакль не иначе, как "бенефис Эры Зиганшиной". Собственно режиссёр Валерий Фокин изначально планировал Эру Зиганшину на роль Бабушки и именно с этой целью пригласил её на работу в Александринку.

Стоит отметить, что в биографии уроженки Казани Эры Зиганшиной работа в разных театрах страны и 80 киноролей. А дебютировала она в кино в фильме-сказке "Снежная королева" в роли маленькой разбойницы. В спектакле по мотивам "Игрока" харизматичная Эра Зиганшина, едва появившись на сцене, сразу перетянула на себя внимание зрителем, оставив на время в тени главных героев - гувернёра Алексея Ивановича в исполнении Виктора Шуралёва и его роковую возлюбленную Полину, исполненную Марией Нефёдовой. Генерала сыграл Сергей Паршин, а мистера Астлея - Игорь Волков.

Оригинальная сценография Александра Боровского стала настоящей находкой, которой спектакль в немалой степени обязан своим впечатляющим успехом у публики. Александр Боровский вместо классического вращающегося театрального подиума придумал очень сложную систему, состоящую из нескольких крутящихся в разные стороны и с разной скоростью кругов. На них на протяжении всего спектакля бесконечно вертятся плетёные пронумерованные кресла и сами герои. В центре находится некое сооружение, напоминающее питьевой бювет, на котором как памятник возвышается крупье казино, полностью подчинивший жизнь героев.

Режиссёр-постановщик Валерий Фокин, заявивший, что в "Литургии Zero" он продолжает "линию современного сценического осмысления произведений русской классической литературы", объясняет: название постановки - поклонение Zero - нулю, ничтожеству, свойственному "культуре потребления".

 

Голая правда

 

Впечатления зрителей от спектакля, как обычно, оказались самыми разными: от "это гениально" до "издевательство над русской классикой". Не обошлось и без небольшого скандала: сцена с раздеванием Полины, которая случилась ближе к концу спектакля, вызвала резкое неприятие у некоторых зрителей. Увидев полуобнажённую артистку, две дамы в партере немедленно ринулись к выходу. А поскольку сидели они в середине ряда, другим зрителям пришлось встать, чтобы их пропустить. Пробираясь к выходу, дамы возмущались: почему их заранее не предупредили "о порнографии" в спектакле. Конечно, сцена с "обнаженкой", длившаяся всего-то пару секунд, никоим образом на порнографию не тянула. Да и возрастной ценз у спектакля был соответствующий. Так что дамы, конечно же, просто погорячились. Но, с другой стороны, без этой сцены, кажется, вполне можно было бы и обойтись, тем более в республике, где значительная часть населения исповедует ислам, не допускающий таких вольностей в отношении женщин.

В этой связи вспоминается другой инцидент на этой же сцене, когда именитый московский режиссёр Георгий Исаакян поставил в Уфе оперу "Фауст", где была сцена танцев Мефистофеля с полуголыми толстушками. Некоторая часть зрителей также очень возмущалась "порнографией" на сцене главного театра республики. В итоге дирекция театра решила девиц из сцены убрать, хотя танцовщицы вовсе не были "в одних трусах", а всего лишь в надувных костюмах, имитирующих "обнаженку".

А вот зачем Валерию Фокину понадобились провокационные эпизоды (в спектакле ещё мадемуазель Бланш снимает трусики и развешивает их на тех самых плетёных креслах) в "Литургии" не совсем понятно. Конечно, режиссёр имеет полное право "на современное прочтение классики" - и его спектакль, действительно, очень неординарный, зрелищный, даже без всех этих пикантных сцен. Кому-то в спектакле Фокина "не хватило Достоевского" - и это абсолютно очевидно, ведь из многогранного романа гениального русского писателя сделать сценическую версию невероятно трудно - да практически невозможно. Не случайно Валерия Фокина, который ставил спектакли "по Достоевскому" не сценах самых известных российских театров - от "Современника" до "Табакерки" - не раз критиковали за то, что в его постановках "слишком мало Достоевского". Да, знаменитый режиссёр берётся воплощать на сцене лишь некоторые, на его взгляд, самые важные сюжетные линии романов русского классика. Но даже те, кто никогда не читал "Игрока", вообще-то всё поймут: основные линии сюжета прописаны в спектакле предельно ясно. В любом случае гастроли Александринского театра стали настоящим культурным событием для башкирской столицы.

- Это настоящий подарок в год 450-летия Уфы. Я думаю, эти гастроли надолго останутся в памяти жителей нашей столицы, - подытожила министр культуры республики Амина Шафикова.

И в этом с ней трудно не согласиться, ведь возможность посмотреть самые популярные спектакли главных российских театров, не выезжая за пределы республики, дорогого стоит. А, как рассказал директор Башдрамы Иршат Файзуллин, осенью следующего года главный национальный театр республики в рамках подписанного соглашения о сотрудничестве между минкультом Башкирии и Александринским театром, покажет в северной столице свои лучшие спектакли. А артисты Александринки уже в мае этого гола вернутся в Уфу, чтобы принять участие в международном театральном фестивале "Туганлык".

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты