Социолог: «Сегодняшние герои России — это не персонажи блокбастеров»
«Общество было в растерянности, а теперь осознало суть происходящего»
− В 90-е годы и особенно в нулевые на Украине, на имеющихся противоречиях, на национальных обидах и прочем выросло нечто более серьезное и опасное, - говорит Ильгиз Замфирович. – Я, как специалист знаю, что всегда можно даже на ровном месте создать что-то подобное. Американцы последние 20-30 лет с участием ведущих социологов работают над чем-то вроде социального оружия. Это перспективная технология, позволяющая влиять на некую общность людей – народ и государство. В этом направлении работают и Гарвардский институт, и западные социологические школы, и эти технологии уже используются. Поэтому в год начала спецоперации мы во многом опаздывали, а где-то даже проигрывали информационно. Не были готовы освещать эти события и противостоять фейкам.
Собеседник признается, что теперь надеется на разворот к гуманитарным наукам.
- В технических науках Россия все-таки позиции держит, а во многом еще и занимает лидирующие позиции, - говорит он. - Но ситуация с СВО показала, что по гуманитарной сфере мы существенно недоработали. Теперь наступило время переоценить эти науки, с помощью которых можно объяснять людям, что происходит, и формировать у них правильное мировоззрение.
Сейчас, по мнению социолога, «ситуация в российском обществе по сравнению с первым годом СВО кардинально изменилась», так как практически у каждого человека побывали в зоне соприкосновения родственники или знакомые.
− Теперь у людей выработалось собственное мнение, а не только то, что они узнали из фейковых новостей, - объясняет г-н Султанмуратов. - И поэтому даже в этой сфере наступила некоторая стабильность. Люди уже не ведутся на фейки и не бросаются из крайности в крайность, как это было в самом начале СВО. Мы сейчас более или менее успокоились, кто-то терпит, кто-то ждет, кто-то просто смирился с тем, что эта история небыстрая, потому что идет защита нашего государства, нашей цивилизации, нашей культуры, нашего видения будущего. Западные страны выступили против нас, но одновременно мы видим, что другая часть мира начала сближение с Россией. Когда пришло понимание, что несет нам Запад, другая часть мира, не согласная с этим, объединилась вокруг нашей страны.
Ученый напоминает, что Россия возглавила процесс отказа от западных ценностей.
— Это — миссия народа нашей страны, - считает он. - Общество, которое было в растерянности в первое время после начала спецоперации, теперь осознало суть происходящего. Мы понимаем, что это будет длиться продолжительное время, но понимаем, что все делаем правильно. Намного больше и сильнее стала наша армия. В этом году отлично начала работать наши ПВО. В отдельных родах войск выработали новые тактики работы малыми группами, то есть сама военная наука и практика сделала шаг вперед.
Ученый констатирует, что «общество серьезно изменилось, прошла трансформация».
- Например, у нас ушла вот так называемая либеральная установка: плати налоги и живи, как хочешь, - напоминает он. - Мы видели, к чему это приводит: я сам наблюдал молодых людей, которые не понимали цели и задачи спецоперации. У нас же долго проходило «реформирование» в системе образования, когда любой мог прийти и преподавать. В библиотеках были соросовские учебники по социологии, политологии, в них все дисциплины преподносились с либеральной точки зрения, как и экономика. Но оказалось, что в Америке на самом деле нет свободного рынка — там он очень серьезно регулируется. Потери в образовании и воспитании в последние 20 лет были особенно чувствительными. Сейчас нужно возвращаться на прежние позиции.
По мнению Ильгиза Замфировича, когда спецоперация закончится, трансформация российского общества продолжится.
- Постепенно оно будет избавляться от чуждых ему субкультур в идеологической, религиозной, семейной сфере, - уверен он. − Раньше можно было открыто демонстрировать, что исповедуешь идеологию чайлдфри. То же самое касалось ЛГБТ. Никто не говорит, что извращенцев нужно отправлять в лагеря. Но когда эти субкультуры делают мейнстримом, говорят, что это чуть ли не норма, это недопустимо. В той же самой американской психологии еще 50-х годах описали окно возможностей, когда постепенно невозможное делают приемлемым. Мы по многим позициям три-четыре ступени этого окна уже прошли, и сейчас видим удручающие результаты.
«Меняется представление — чтобы быть героем, не нужны суперспособности»
- Теперь, когда влияние западной идеологии исчезло, страна может создавать традиционные ценности, защищать их, показывать настоящих героев, - полагает Ильгиз Замфирович. - У нас их много, и всегда в стране были эти герои - народ у нас такой. Поэтому просто надо больше рассказывать о них.
Социолог напомнил, что спустя несколько месяцев после начала СВО Башкирия начала создавать добровольческие именные батальоны. Такие формирования — имидж республики, а еще это следование боевым традициям башкирского народа и идеология будущего.
- Не просто так первым был создан батальон имени Шаймуратова — это имя связывает две эпохи, - говорит Ильгиз Замфирович. - У нас выросло поколение, чьи деды уже не воевали. Но сегодня появляются новые герои. Патриотизм, о котором мы говорим, мы черпаем из истории. Мы гордимся корнями, делами наших предков, подпитываемся славой наших предков и стараемся быть достойными их памяти. Теперь мы вспоминаем забытые имена героев прошлого, и у нас есть герои нового времени, среди жителей Башкирии есть герои России - к сожалению, есть и те, кто получил это звание посмертно. Мы читаем их биографии, понимаем, что это такие же люди, как мы, которые живут в соседнем доме или на соседней улице, это не персонажи блокбастеров. Меняется наше представление о героях — чтобы быть героем, не нужны суперспособности. Это созвучно тому, как нас воспитывали в советское время: нам говорили, что каждый человек способен на подвиг.
По словам ученого, «само время демонстрирует, что героические поступки совершаются обычными людьми, каждый день показывая примеры мужества и самоотверженности».
− Мы можем провести культурологический эксперимент, спрашивая молодых людей до 20 лет, как они понимают подвиг, - поясняет он. - Помните, какие были в советских учебниках пословицы и поговорки? Сам погибай — а товарища выручай. Сейчас многие найдут оправдание в том, чтобы не выручать товарища, что лучше продолжить его дело, помогать семье.
Страна пытается исправить ситуацию в образовании, например, создан новый учебник истории.
- Попытка, хоть и запоздалая, но хорошая и нужная, - считает Ильгиз Султанмуратов. − В школе советской, например, были лакуны в учебниках истории: про предателя русского царя гетмана Мазепу ничего не было. От нас это скрывали, потому что считали, что украинский братский народ не должен выглядеть плохо. С другой стороны, никто не мешал читать «Полтаву» Пушкина и там узнавать эти факты.
Сам Ильгиз Султанмуратов отправился на СВО одним из первых добровольцев.
- О генерале Шаймуратове я, конечно, знал, и поэтому вошел в состав батальона его имени, - рассказывает он. - У меня очень патриотично настроенная мама. Дед со стороны отца воевал, я помню его награды. Действительно, патриотизм воспитывается в семьях. И нам надо работать с молодежью.
Как полагает ученый, в Башкирии, «создавая именные батальоны как раз и вспоминают имена героев, для многих уже забытых».
- Если человек с детства поет песню «Шаймуратов-генерал», он не может отказаться выполнить свой долг, когда родина в этом нуждается, - уверен он. - Надо соответствовать песне, ты не можешь сказать, что я останусь в стороне. Ты принимаешь этот долг перед страной и предками, тебе предоставляется славная возможность сделать что-то действительно стоящее. Так сложилось, что страна в опасности, и ты можешь ее защитить - я как гуманитарий, как социолог, как политолог более остро это почувствовал. Понятно, что мой вклад в СВО как простого рядового пехотинца, может быть, не такой большой, но в первую очередь мне это надо было самому. Ты можешь самому себе что-то доказать и, может быть, кому-то послужить примером.