В Башкирии плетут маскировочные сети, которые не считывает оптика дронов

- Потребность в маскировочных сетях на передовой очень большая, - рассказывает Зиля Фаритовна. – Каждый день звонят и пишут командиры, просят прислать сетей побольше. Запросов из воинских частей очень много, так как маскировочные сети — это расходный материал - они требуются постоянно и в неограниченном количестве. Ведь бойцы меняют дислокацию, осенью была грязь, сейчас – снег.
Как объясняет г-жа Фаттахова, во время боевых действий выяснилось, что маскировочные сети, сплетенные человеческими руками, в разы лучше фабричной маскировки.
- Дело в том, что машина, когда плетет сети, имеет определенный алгоритм и элементы маскировки повторяются, - разъясняет она. – Это видно через оптический прицел, тепловизор и другие устройства – враг распознает наши позиции. У фабричной сети повторяется рисунок — и именно он считывается оптикой дронов. Все-таки сегодня боевые действия ведутся с применением высоких технологий. А вот сети, сплетенные вручную, такого алгоритма не имеют, потому что человек – не машина. И потому они служат дольше и лучше оберегают жизни наших бойцов. Иногда даже наши коптеры, возвращаясь обратно, не находят свои блиндажи – так удачно наши сети их скрывают.
Женщина признается, что для выполнения заказов с передовой сегодня не хватает рук.
- Я удивляюсь, почему так мало сегодня волонтеров, которые могли бы нам помочь? – сетует она. – Ведь это доброе дело, которое зачтется сверху. Не надо ничего искать, чтобы делать благие дела. Спецоперация дала возможность всем проявить себя и понять, что главное в этой жизни не богатство, ведь к гробу карманов не приделаешь. Хочешь быть ближе к Богу и очистить душу – приди, помоги нам, ведь сегодня нет ничего важнее, чем жизнь и здоровье наших воинов. Но не все готовы жертвовать собой и своим временем. Иногда, чтобы выполнить большой заказ, мы днюем и ночуем в цехах и нам бы помощь других волонтеров очень пригодилась.
По мнению Зили Фаттаховой, женщины, которые проводят целые дни за плетением сетей, «достойны звания героя труда».
- Потому что эта работа требует силы характера, силы воли и трудолюбия, - говорит она. − У нас нет отпусков, у нас нет больничных. Занятые производством сетей не могут позволить себе маникюр, потому что сохранить его будет просто нереально. Некоторые приходят в 09:00, уходят в 21:00, из цехов просто выползают без сил. И на миллионную Уфу у нас в цехах волонтеров человек 50-70. И вот эти 50-70 человек выполняют такую огромную работу. У нас еще есть цеха в районах Башкирии - около 70 точек, где замечательные женщины тоже целыми днями плетут сети и отправляют на фронт землякам. Есть и мужчины, которые им помогают, но их мало.
Зиля рассказывает, что плести сети – очень нелегкий труд. Чтобы сделать одну маскировочную сеть три на шесть метров, нужны руки четырех-пяти человек.
— Это очень непросто, - говорит она. – Надо чтобы не было повторяющихся линий по вертикали и по горизонтали. Три клетки и поворот, потом снова - три клетки и поворот. Руки все время на весу и пальцы практически в кровь стираются, если долго стоять за станком. Потом руки гудят очень сильно и спина болит. Но зато наши сети очень качественные. Бойцы рассказывали нам, что одна из сетей укрывала блиндаж более восьми месяцев, стояла под всеми дождями, и даже не выцвела, и не выгорела. Маскировка ручной работы очень востребована — ведь она работает не только на защиту солдат, но и на защиту боевой военной техники.
Как объясняет Зиля Фаттахова, чтобы научиться делать такую маскировку, пришлось многому научиться.
- Мы как волонтеры решили плести маскировочные сети, потому что потребность в них была с начала СВО, - рассказывает Зиля Фаритовна. – Но не сразу все получилось, учились по роликам в интернете. Сейчас вспоминаем, какие были наши первые сети, и даже немного стыдно. Они были страшные, некрасивые, неправильные. Мы ошибались, мы не знали, как это делать, но мы спасали жизни. Но, наверное, научиться можно всему - главное было бы желание. И мы должны победить. А для этой победы требуется желание каждого человека, поэтому мы и работаем на износ.
Для плетения сетей теперь закупается специальная ткань спанбонд.
– Можно плести сети и из ветоши, но качество будет другое, - объясняет волонтер. - Надо ведь, чтобы она полностью совпадала с окружающей средой – не бликовала, не отсвечивала и полностью маскировала наши позиции.
Спанбонд - недорогой полимерный материал, стойкий к высоким и низким температурам.
- В Башкирии этот материал не производится - мы закупаем его в Краснодаре и в Санкт-Петербурге, - поясняет Зиля. - Ткань приходит разного цвета, в зависимости от времени года. Если это осень, будут преобладать оттенки преимущественно желтого, серого цветов. Если зима, это будут оттенки белого и красно-коричневого. Летом — зеленый цвет. Каждая сеть обходится около 800-1000 рублей. Крупных бизнесменов, которые бы нам помогали со сбором средств, нет. В основном мы собираем деньги сами в социальных сетях и в чатах. И до сих пор у нас это получалось — наше производство ни разу не останавливалось.
Зиля Фаритовна полагает, что «каждый человек должен помогать СВО: делами, молитвами, финансово».
- Вклад в победу вносят много разных людей, - считает она. — Это военнослужащие, которые стоят на передовой и те, кто стоит за их спиной — всегда готовый помочь надежный тыл. У нас нет девушек и матерей, у которых близкие служат в СВО. Сети плетут простые женщины, для которых все бойцы – братья и сыновья. Наши женщины просто очень хотят помочь ребятам.
С начала СВО волонтеры потратили на производство сетей около 10 млн рублей и все эти деньги прислали обычные люди. Часть маскировочных сетей перед отправкой на фронт освящал православный священник, над другими читал молитвы мулла.
- Но мы верим, что наши сети на передовой и так выполняют роль оберега, - говорит Зиля Фаритовна. − Даже если сеть спасет хотя бы одну жизнь, наша цель выполнена. В каждую ленточку, которая сплетается с другой, вкладывается посыл, чтобы все скорее закончилось, чтобы эта сеть кого-то сберегла, чтобы мама дождалась сына, а дети дождались отца. Девушки и женщины, которые ее плетут, не только передают свою энергетику, они еще и сами меняются. Те, кто пришли к нам год назад, сегодня совершенно другие: около них можно постоять и зарядиться энергией – такими просветленными они стали. У нас есть волонтер, глядя на которую мы удивляемся, откуда она берет силы. А она и сама не знает. Рассказала, что копила себе на хирургическую операцию. А после 24 февраля 2022 года все деньги отправила ребятам в СВО. Говорит, что ее операция подождет.
Как объясняет Зиля Фаритовна, «про каждого человека, который работает у нас в цеху, можно написать книгу - у каждого есть какая-то своя мотивация».
- И я думаю, что в будущем именно волонтеры будут формировать идеологию нашего общества, - говорит она. – Потому что мы сегодня уже живем в другом времени, для нас оно идет вперед. Сегодня нужно все свои личные интересы откладывать, отодвигать в сторонку. Сейчас такое время, когда общественно значимые дела важнее, потому что речь идет о будущем наших детей. И кто, если не мы, сформирует сегодня светлое будущее? А вот тем, кто остался в прежней ситуации и живет прежними мыслями, которые не касаются защиты Отечества, придется нелегко найти себя в новом обществе.
По словам волонтера, «девочки четко понимают, как непросто нашим ребятам и говорят, что до победы будут стоять за станками».
- Да, нам тяжело, но ребятам там намного сложнее, - рассуждает Зиля. - Эти ребята такие же люди, как мы, и у них были свои желания, какие-то цели, интересы. Но вдруг они оказались на передовой, за их спиной находится семья, мама, папа, родина, мы с вами. Один воин защищает 280 человек. И он понимает, что не может оставить этот рубеж. И мы тоже не можем.