Флейтист Радик Динахметов: «На СВО я впервые увидел такую мощь нашей армии»
«Все ребята на спецоперации отличные, настоящие»
Музыканты организовали торжественную встречу артиста в фойе филармонии и исполнили для него композицию на кураях "Хорошо, что ты есть на свете". Радик был так растроган, что даже не сразу нашел подходящие слова. Динахметов преклонил колено на входе в филармонию, а на сцене спел вместе с коллегами.
- Я, конечно, тронут до глубины души. Для меня эта встреча с вами - такая радость. Журналисты мне все говорили, мол, будете отдыхать. А что значит отдыхать? Лежать на диване и смотреть телевизор? Нет, я бы так не хотел отдыхать. И командир, замполит полка, когда нас напутствовал на отпуск, сказал: "Товарищи бойцы, батыры, если к вам будут обращаться учебные заведения, коллеги, не отказывайте, общайтесь, идите на встречи и говорите правду как все есть". Я это выполняю, у меня ежедневные встречи и съемки. У меня еще ожидаются встречи, был уже членом жюри на четырех конкурсах. Ну как отказать? Не могу, да и неправильно это. Домой приезжаю только ночью. С сыном и внучкой общаюсь в машине, когда еду куда-то, потому что просто нет времени. Я горжусь тем, что могу встречаться с людьми. Коллеги, я преклоняюсь перед вами, вы служите музыке и добру, мы там служим военную службу. Я не на передовой и никогда не буду бить себя в грудь, говоря, что я якобы на передовой. Я на третьей линии - санитар-водитель скорой помощи.
На встречу с Радиком Динахметовым пришла и министр культуры Башкирии Амина Шафикова.
- Мы гордимся вами. Благодарю вас за непростое, но мужское и правильное решение пойти защищать нашу страну. Вы пример мужества и отваги для всех. Ждем вашего возвращения с победой! Вы несете правильную идеологию, на которой сегодня держится наша республика и страна. Радик, находясь рядом со своими товарищами, и в зоне СВО играет на флейте и поет песни, поднимает боевой дух бойцов. Если сегодня идет такая борьба в зоне специальной военной операции, то и за умы, и души тоже должна идти борьба. Здесь работники культуры всегда на передовой и на них возложена особая миссия. Мы гордимся, что Радик Динахметов, находясь в зоне СВО, достойно несет еще и эту миссию.
Флейтист привез для Амины Шафиковой два берета медицинского взвода и один из них попросил передать главе Башкирии Радию Хабирову.
- Наш полк "Башкортостан" на 90 процентов состоит из ребят из Башкирии. Парни со всех районов, когда их видишь, чувства не передать словами. Радий Хабиров на проводах наших военных всегда говорит: "Работайте, братья". И мы работаем, служим в поте лица. Все ребята там отличные, настоящие. В отпуск собирались ночью, ведь нас все время "птички"-квадрокоптеры пасут. Доехали до первого населенного пункта, а там стоят автобусы "Башавтотранса". Как увидел эту надпись, глаз порадовался. Мы сели в автобусы и доехали прямо до Советской площади в Уфе.
«Марш полка «Башкортостан» поем каждую свободную минуту»
Интересно, что за время службы Радик еще не успел познакомиться со всеми бойцами своего полка.
- Полк у нас один, но со многими мы познакомились только в автобусе, когда ехали домой. Дело в том, что нас всех разбросали - кого в штурмовики, кого в другие роты, а мы - медицинский взвод - находимся на третьей линии, у нас свой окопный блиндаж, и мы там принимаем всех ребят, которые болеют. У кого зуб, у кого давление - все как и здесь, в Уфе. А тех, кто получает ранения, вывозим на наших бронированных, непробиваемых врагом машинах в госпиталь, где им оказывается ежесекундная помощь. У нас все отлажено. Только подъезжаешь к шлагбауму, сообщаешь информацию - и нас уже ждут врачи в приемном покое. Каждая секунда там дорога для каждого бойца. Я впервые вижу такую мощь нашей российской армии - какие танки, какое вооружение.
Даже во время службы артист не забывает о творчестве. Радик Динахметов рассказал, как создавалась песня "Марш полка "Башкортостан".
- Во время боевого слаживания я дважды застал приезд нашего главы. Ко второму визиту мы подготовили наш гимн – «Марш полка «Башкортостан». Автор слов – заместитель командира 7-й мотострелковой роты Олег Миннегалиев, музыку написал заслуженный артист Башкирии Олег Жданов. Олег написал стихи и попросил посмотреть их. Я связался с коллегами, все объяснил, и в итоге Олег Жданов попал в десятку и с аранжировкой, и с органикой, и с интонацией песни. Так в течение недели родилась песня, которую мы попросили спеть артиста ГДК Александра Петрова. Премьера прозвучала прямо на плацу, когда приезжал Радий Хабиров. Сейчас, если у нас есть свободная минутка, мы поем эту композицию. И, конечно, еще великую песню "Шаймуратов-генерал". Я привез в зону СВО курай и подарил его командиру. Он, кстати, последний раз в пятом классе играл на курае. Сейчас заказали еще три курая, маленьких, разборных, чтобы было удобно использовать. Когда у нас будет свободная минутка, ребята будут играть на курае.
- Часто удается играть на флейте?
- Как-то меня позвали к себе минометчики, военный дагестанец попросил, чтобы я сходил к его ребятам. Я спросил разрешения у командира и пошел к ним. Мы спели песни, на флейте для них поиграл. Такие минуты очень дороги, они запоминаются на всю жизнь и дают ребятам толчок к дальнейшей боевой работе. Позже я узнал, что у этого дагестанца заканчивался контракт, но он выдвинулся на передовую. А на передовой ситуация абсолютно другая. Как сказал наш боец из Дюртюлей: "Там с глазу на глаз с врагом". Кстати, этого нашего земляка скоро представят к награде, потому что ночью он проник в тыл врага, выполнил задание и вернулся. Также двое наших ребят были на передовой на уазиках, вытащили раненых и сами довезли их до врачей. Гордость распирает за них!
«О многом невозможно рассказывать без слез»
Артист объясняет, что «в зоне СВО все по-другому: люди меняются».
- Бывает, что человек, которого здесь все ругали, там очень пригождается. Например, у нас был случай. Парня в части ругали-ругали, а у него такой характер - непослушный, упертый. Ну вот такой он человек. А сейчас он командует и совершает героические поступки. Был такой военный теоретик Карл фон Клаузевиц, его книги изучали Карл Маркс, Ленин и многие другие известные люди. Я нашел в его книге такие строчки: "Не может тот народ считать себя великим, если этот народ не встает на защиту своей родины и не жертвует своей жизнью ради этого".
Радик уверен, что «народ Башкортостана может на сто процентов гордиться своими героями».
- Потому что для них честь, гордость, достоинство и свобода очень важны. Наш народ может гордиться своими сыновьями. Я пробыл в зоне СВО совсем мало, пятый месяц, но могу искренне сказать, что горжусь до слез. Многое, конечно, невозможно без слез рассказывать, особенно про госпиталь для раненых. Я запомнил глаза одного бойца, он кричал от боли после ранения. Все врачи там - герои. Все четко, отработано, дисциплина строгая. Я ни разу не сталкивался с негативными вещами. Кстати, даже в машине скорой помощи в салоне есть местечко, где я спрятал свою флейточку. Конечно, когда военная автоинспекция останавливает, спрашивает, что это, всегда досматривают, проверяют, удивляются.
- Что из вещей больше всего пригождается на службе?
- Когда наш оркестр приезжал в часть, то всему медвзводу привезли много нужных вещей, в том числе перчатки и влажные салфетки. Наверное, влажные салфетки - самая нужная вещь на дежурстве в блиндаже. В зону СВО доставляется все, что нужно. Если только карламанской сгущенки бы побольше. Я все города люблю, обожаю всю Россию. Но лучше нашей сгущенки нигде не делают, в железных банках. Все остальное - просто небо и земля. Меда каких только видов нет у нас - я дома столько видов сразу не видел. И цветочный, и гречишный. Мы обуты, одеты, даже зимняя одежда у нас уже есть. Другие ребята были удивлены, когда узнали, что в нашем полку уже выдали всю зимнюю одежду. Наше руководство постоянно с нами на связи.
- Как пьете чай в условиях службы?
- Мы все из Башкирии очень находчивые ребята, строим отличные блиндажи, нашли газ, плиту, все подключили. Но дыма не должно быть, поэтому аккуратненько чай пьем. Когда только пересекли линию и жили в лесах, там было сложнее, поскольку блиндажей еще не было, мы только строились. Там использовали спиртовые таблетки. С помощью них можно что-то подогреть, сделать кофе или чай.
- Тяжело музыканту в таких условиях?
- Сейчас руки начали привыкать, а чуть раньше я бы даже гамму не смог сыграть. В августе и сентябре мы копали, делали сруб для бойцов медвзвода. Я никогда не поднимал больше двух кг, берег руки, даже за руль садился как можно реже. А на СВО, естественно, надо работать.
«Шум и грохот артиллерии дети уже не замечают»
- Как живет местное население?
- Наша соседка Зинаида Егоровна была очень благодарна нам, часто заносит продукты. Мы тоже к ней заходим, общаемся. Население ходит на работу, люди красиво одеваются, дети ходят в школу. Некоторые моменты, конечно, страшно наблюдать, когда сидишь на дежурстве в скорой помощи. Как-то вышли из госпиталя мужчина и женщина, с ними девочка лет пяти. Наша артиллерия совсем рядом работает, а это очень-очень громко. И при таком шуме и грохоте артиллерии девочка даже не шелохнулась, понимаете? Я не знаю, что местные жители пережили за эти годы, какие издевательства. Ребенок как шел со своим портфелем, так и идет, не обращая внимания ни на что. Кошки, собаки - не обращают внимание. Смешной и интересный случай был. Наши два бойца из Башкирии шли по населенному пункту, а мы как раз только-только приехали на границу. И бабушка тоже идет по улице. И вдруг мощнейший отлет артиллерии. А нас учили, что нужно сразу ложиться, но мы не обратили внимания, что ложиться нужно, если "прилет". Ребята и легли сразу, не разбирая, что под ногами. А бабушка подходит и говорит им: "Ребята, сыночки, это отлет. Вставайте". Прилеты, конечно, ужасны. Самое страшное, что нацисты используют запрещенное вооружение - кассетные мины. Приземляется такая мина и через пару секунд разбрасывает осколки.
- Что больше всего запоминается в череде военных будней?
- В нашем полку возрастной диапазон очень большой. Например, водителю 65 лет, а есть совсем молодые бойцы - связисту 19 лет. Разброс очень большой и, конечно, бывают притирки. Все же и возраст, и характер разный у всех. Эти моменты общения людей самые уникальные и запоминающиеся. Перед отъездом в отпуск я вызвался в караул, а ребятам сказал, чтобы спали, отдыхали. И знаете, увидел ночью перелетных птиц. А потом боец из Благовещенска принес мне горячий кофе. Вкус этого кофе я на всю жизнь запомню. Понимаете, он знал, что я в карауле, и сделал мне кофе. Такое отношение и забота не забываются. Вообще там все переворачивается, меняется. Ты понимаешь цену свободе и чистому небу. Понимаешь, что многие вопросы в жизни очень незначительны, что не стоило портить с кем-то отношения. Там ощущаешь, что нужно любить жизнь, свою работу и своих коллег. Просто надо любить жизнь.
«Весь блиндаж обклеен детскими рисунками»
- Как поддерживаете связь с родными?
- Радио и телевидения у нас нет. Когда в тыл заходим, например, я еду на скорой помощи заправляться или на ремонт машины, есть связь только чтобы отправить смс - и то не со своего номера. Наши сим-карты все были заблокированы уже при въезде, еще в конце августа. Нам запрещено включать наши сим-карты, чтобы не стала известна геолокация. Используются только местные сим-карты да и то только для того, чтобы отправить пару смс. Но когда у кого-то получается в штабе выйти на связь, они нам передают приветствия, новости республики, рассказывают, какие концерты в филармонии идут. В штаб поступает только газета "Красное знамя". Мы даже подняли вопрос, чтобы наши региональные газеты доходили до наших ребят на передовой.
- Что поддерживает наших бойцов в зоне СВО?
- Знаете, каждый человек в республике вносит свою лепту, даже просто подумав хорошо о нас или помолившись. Это уже огромная помощь. В гимназиях, где я бываю, мне передают письма и рисунки детей. В блиндаже, в котором мы живем, до 14 августа были мобилизованные ребята, совсем молодые, которые выдвинулись дальше. Так вот они все стены обклеили рисунками детей. Это не передать словами. Когда на такие рисунки смотришь во дворцах культуры или школах - да, красиво, здорово, трогательно. Но все эти ощущения там, в блиндаже, в окопах совсем другие. Рисунки и письма читает каждый вновь прибывший. В зоне СВО это приобретает совсем другой оттенок, другие чувства, ощущения.
- Какие слова вдохновляют военных?
- Когда были выборы Радия Фаритовича, наш оркестр играл в ГКЗ "Башкортостан". Тогда глава сказал фразу "Башкортостан, алга". Это было очень мудро - найти такие два слова, которые сейчас просто взрывают ребят. Каждое наше построение и торжество заканчиваются так: комбат кричит "Башкортостан" и все бойцы отвечают "Алга". Сразу мурашки по телу. Бог послал Радию Фаритовичу сказать всему народу эти слова, и они работают. Непременно все ребята, весь наш полк и армия России добьется победы, а наши соседи - Луганская и Донецкая республики, Херсонская и Запорожская области, наши родные, будут жить в свободе и под чистым небом. Наша соседка Зинаида Егоровна со слезами говорит о том, что у нее сейчас пенсия 10 тысяч рублей - выросла после того, как пришла российская армия.
Радик Динахметов ни на секунду не сомневается, что победа будет за Россией.
- Наши ПВО, авиация, вертолеты - все работает просто гениально. Такую армию и такой народ не победить. Огромная радость и гордость за наших людей. Когда в дороге встречаешь наши танки, все машут рукой. Наши танкисты очень крепкие ребята, такие красивые лица. Чувства гордости за страну не передать словами. Наши поколения будут учиться, работать спокойно, потому что на защите стоят ребята из России и Башкортостана. Задание будет выполнено, победа будет за нами. Башкортостан, алга!