Спецоперация

Эксперт: «Ошибки, из-за которых не выплачивают деньги бойцам – человеческий фактор»

23.02.2023 Наталья АЛЕКСАНДРОВА
В Башкирии на контрактников, мобилизованных и добровольцев, участвующих в спецоперации России на Украине, распространяются все льготы, предусмотренные для ветеранов Великой Отечественной войны. Получившим ранения военнослужащим полагаются и специальные выплаты.

russian7.ru

Однако иногда о них не знают ответственные лица в госпиталях и часто — сами участники СВО. Об этом рассказал руководитель республиканской организации инвалидов боевых действий Альфит Нигаматьянов. 

− Новое законодательство - некоторые ребята даже сами не знают, что им положено, - пояснил Альфит Рафаилович. - Некоторые узнают об этом уже на стадии реабилитации, а рапорт о ранении в госпитале должны подать еще при поступлении. Поэтому и появляются проблемы с получением выплат. Пока вся эта работа отлаживается, входит в нужное русло, проявляются недостатки. Но для этого и есть мы, общественники, которые помогают исправлять ошибки бюрократической машины.

Общественник отмечает, что такие случаи, когда на раненных бойцов не оформляют нужные документы, все же носят не системный, а частный характер. Проблемы возникают из-за «человеческого фактора», когда ответственные люди о чем-то сами не знают или что-то не доделали.

− После получения ранения военнослужащий должен пройти военно-врачебную комиссию, которая в соответствии с постановлением правительства России устанавливает категорию годности, - говорит г-н Нигаматьянов. - Их всего четыре: «А», «Б», «В», «Г» и «Д». Первые три — годен к военной службе, «Д» - не годен. В условиях частичной мобилизации можно уводиться со службы только с группой «Д» или по достижению предельного возраста 50 лет. В зависимости от осложнений после травм, диагнозов социальная экспертиза устанавливает группу инвалидности. Так как травмы получены в ходе СВО, они признаются военными травмами.

По статусу боец, получивший инвалидность из-за военной травмы, приравнивается к инвалидам ВОВ. Ему полагается несколько выплат: например, предусмотренные президентом России Владимиром Путиным три млн рублей. Помимо этого, в Башкирии есть региональная выплата, введенная до 2004 года.

− Региональные выплаты есть в Москве, Нижнем Новгороде и еще паре регионов, - комментирует общественник. 

Заниматься юридической помощью участникам СВО Альфит Нигаматьянов, сам инвалид боевых действий, получивший контузию во время чеченской кампании, начал по поручению главы Башкирии Радия Хабирова. Признается, что считает это «самой высокой оценкой» своей общественной деятельности. 

А недавно президент России Владимир Путин подписал указ о награждении правозащитника медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Сам г-н Нигаматьянов считает, что эта награда — оценка его общественной работы на протяжении 11 лет. Во время пандемии он также был в числе волонтеров — развозил лекарства больным коронавирусной инфекцией, доставлял продуктовые наборы пожилым. В один из дней пришлось выполнить 17 заявок – и ездить с самого утра и до самого вечера.

- Я понимал, что завтра эти лекарства кому-то могут уже не понадобиться, они нужны сегодня, - рассказывает он. - Работал непрерывно более 12 часов, но задачу выполнил. Сомнений или страха заразиться не было: если ты можешь помочь, то почему нет? 

Вот и сейчас созданный в Уфе при его участии центр помощи военнослужащим фактически вышел на федеральный уровень. Звонки поступают от жителей других регионов, и никому в помощи не отказывают.

− Наши ребята в госпиталях передают друг другу мои телефоны, - говорит Альфит Рафаилович. - А в центр «Единой России» продолжают звонить со всей России: обращения поступают от жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленской, Свердловской, Челябинской области, Ставропольского края, Чеченской республики, - этот список можно продолжать. То есть можно сказать, что центр помощи участникам СВО находится в Уфе, потому что мы работаем по всей стране. Недавно с вопросом об отсутствии выплаты за ранение приезжали из Татарстана — это обращение мы отработали в полном объеме, военнослужащий выплату получил.

В Уфе депутаты башкирского парламента тоже создали рабочую группу по вопросам поддержки военнослужащих. После первого же ее заседания, в котором участвовали все региональные ведомства и министерства, прокуратура Башкирии, следственный комитет, следственный комитет по Уфимскому гарнизону и военная прокуратура по Уфимскому гарнизону, взаимодействие между всеми структурами было налажено. 

- Сейчас все вопросы решаются очень быстро, - подчеркивает Альфит Нигаматьянов. – Общественники, депутаты и все заинтересованные ведомства действуют очень слаженно, неравнодушных людей нет. Все стремятся помочь и, что касается спецоперации России на Украине думают в одном ключе. По реабилитации хорошо работает наш республиканский госпиталь ветеранов войн, кардиоцентр, с медициной вопросов практически не возникает.

Альфит Нигаматьянов рассказывает, что российские военные по-прежнему демонстрируют силу духа и самоотверженность. Военнослужащие возвращаются к своим обязанностям едва отлежавшись после травм.

− Знаю, что «шаймуратовцы» уходят на фронт практически сразу же после ранений, - говорит он. – Они считают, что должны быть там, со своими боевыми товарищами, защищать родину. Я сам получил контузию во время боевых действий на Северном Кавказе и знаю, что это такое. Тогда я служил в десантной разведке, исполнял обязанности командира взвода, отвечая за 20 десантников. Тогда я отчетливо понимал, что должен быть там, со своими ребятами, и, несмотря на не лучшее самочувствие, отказался от эвакуации. Недавно мой друг так же, отлежался после контузии пять дней и вернулся в зону СВО. Сегодня, хотя и прошло более 20 лет, и поменялось поколение, настрой людей остался тем же. Сила России — в таких людях.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты