Хронограф

Историк: «Если политика Украины не изменится, это государство умрет в любом случае»

25.06.2025
На переговорах в Стамбуле российская делегация требовала от Украины, в том числе, отмену законов, запрещающих язык и веру. А почему любые националистические проекты приводят к краху, рассказал член Общественной палаты России, председатель регионального отделения «Российского военно-исторического общества», заведующий кафедрой Уфимского университета науки и технологий Рамиль Рахимов.

«Все национальные государства в ХХ веке пережили крах» 

 

- В конце 90-х годов на Украине начали обсуждать идеи национализма, - напоминает Рамиль Насибуллович. - В начале двухтысячных эти идеи выкристаллизовались, а к 2005 году, когда начались первые майданы, здесь решили создать единое государство, где должны быть только украинцы и люди, считающие себя только украинцами, говорящие только на украинском языке, исповедующие только украинское православие и так далее.

Историк сетует, что в незалежной решили отказаться от прошлого и построить государство, начав с чистого листа. 

- Но на самом деле их чистый лист означает: убить всех, кто отличается, - констатирует он. - Так, как они хотели сделать на Донбассе, где живут русскоязычные люди: либо вы становитесь украинцами, говорите только на украинском, думаете на украинском и слушаете только украинскую речь и музыку – либо мы вас убиваем. Украинские власти боялись, что русский язык и культура более мощные и будут заставлять местных жителей ориентироваться на нас. Хотя это не совсем так, потому что русская культура не агрессивна.

Г-н Рахимов объясняет, что «проще всего было запретить все русское: язык, культуру, книги, музыку»

- Но сам этот проект, как и любой националистический, был изначально обречен на неудачу, - уверен историк. - Потому что сейчас не XIX век. Сейчас система подачи информации позволяет вам, находясь практически в любой точке земного шара, быть на острие всех проблем, информационных поводов и событий. Никто не может отменить и информацию. Поэтому создать мононациональное государство больше не получается. Это видно, в том числе, по Германии, где больший процент турецкого населения, выходцев из африканских и арабских стран. То же самое в Великобритании, в Нидерландах, во Франции. Так, французы сейчас – это не только собственно французы, но и бретонцы, алжирцы, жители Ливана, Ливии, Сирии, бывших колоний в Африке. Те, что говорят на французском языке. Но это все же национальное государство. Они все считают себя французами. Точно так же, например, в Канаде говорят и на французском, и на английском. Но граждане этой страны считают себя канадцами. Сам проект создания национального государства сейчас – это создание общегражданской нации.

Рамиль Рахимов напоминает, что Германия, Австрия и Италия, и другие национальные государства объединились на базе возникшей в начале XIX века идее национализма, в основном построенная на мыслях немецкого философа Фихте и его последователей.

- Эта идея предполагала строительство национального государства, - поясняет он. - Причем изначально это должен был быть националистический проект: то есть мы говорим на одном языке, у нас одна вера, мы имеем одну культурную идею. И мы – люди одной нации. Но наступивший XX век показал крах национального государства. Более живучими становятся многонациональные империи и даже бывшие империи, такие как, например, Британия. Национальные государства тоже сохраняются, но там речь идет уже не об этнической, а общегражданской общности. 

 

«В России никого не заставляют отказываться от своего языка и культуры»

 

Рамиль Рахимов напоминает, что на переговорах в Стамбуле Украина продемонстрировала, что признает только свою мову, предоставив российской делегации текст меморандума на украинском и английском языках. Но переговоры шли на русском. 

- Специально дали на украинском и на английском, хотя русский язык тоже дипломатический, кстати, - говорит Рамиль Насибуллович. - Но говорить-то пришлось все равно по-русски. 

Для Украины создать мононациональное государство значило бы убить треть или даже половину населения страны.

- Но люди этого не хотят, - уверен историк. - Тот же самый Донбасс, у которого есть достоинство, своя история, свои взгляды и идеи. Донбасс сказал, что не хочет так жить – и это их право на культуру, язык и так далее. Им пришлось вести борьбу за свои идеи – а нам надо было за них заступиться, потому что иначе их ждала бы смерть.

По словам Рамиля Насибулловича, многие в мире хотели бы, чтобы Россия распалась на мононациональные государства. 

- Но это невозможно, ведь в стране живут представители множества национальностей, - напоминает он. - Говорить, что Россия только для русских, неправильно, также как говорить, что Бурятия только для бурят, Тыва – для тувинцев, а Чувашия – для чувашей. Мы просто знаем, что эти регионы – исторически родная земля для этих наций, и там поддерживают национальные языки и культуру. Россия – для россиян, и мы это знаем. И слава богу, что это сохраняется, никого не заставляют отказываться от своего языка и культуры.

По мнению историка, то, что происходит на Украине – пример другим странам, как нельзя поступать. Здесь не сохранилось ни одной демократической нормы – отменили выборы, закрыли выезд из страны, вводят санкции против собственных граждан, насильственно мобилизуют мужчин, преследуют людей за язык и вероисповедание. 

- На самом деле Украина – это разменная монета, - полагает он. - Европе все равно, что с ней будет, даже если там всех убьют – на этой земле будут жить другие люди, как сегодня живут в Европе. А Украина им нужна, чтобы уничтожить Россию. Дело в том, что Запад один раз уже давал согласие на подобное, Украина ведь знает, с кого брать пример. Это Латвия, где русскоязычное население до сегодняшнего дня лишено избирательных прав, причем русскоязычного населения больше, чем латышей. Люди второго сорта есть также в Эстонии и Литве, где идеи нацизма сегодня воспринимаются нормально.

Рамиль Рахимов констатирует, что «вся Европа против нацизма, но эстонский, литовский и латышский нацизм никого не смущает, хотя это те же эсэсовцы». 

- Эти страны обречены на смерть, - убежден он. - В Эстонии уже не осталось молодежи – вся молодежь уехала работать в Европу. Там нет бизнеса, остались только пожилые эстонцы и осталось русскоязычное население, которое находится в полурабских условиях. Жить можно, но никаких прав нет. Точно так же, как и в Латвии, точно так же, как и в Литве.

Историк объясняет, что почему создание моноэтнического государства сейчас невозможно. 

- О мононациональном государстве можно говорить, можно пытаться его построить, но такие попытки приведут к недовольству большей части населения, потому что это путь в никуда, тупик, - считает он. - Если его реально реализовать, по-настоящему делать национальное государство, это означает гражданскую войну.

 

«Сегодня жизнеспособны имперские проекты»

 

По его мнению, нужно, наоборот, гордиться многообразием национальных культур, как это происходит в Башкирии, развивать экономику и образование и заниматься социальными проектами. 

- Если украинское государство останется в том виде, в каком оно оказалось сейчас, оно умрет в любом случае, - предрекает Рамиль Насибуллович. - Оно отстаивает не демократические позиции – и это уже все понимают. Сейчас в Польше к власти пришел новый президент Кароль Навроцкий, который заявил, что не будет поддерживать Украину, потому что Украина до сих пор не извинилась за «Волынскую резню» и считает, что все нормально. Западные страны начали отказывать Украине в военной помощи. Все прекрасно понимают, что разговоры о ее способности победить в СВО – это надутый пузырь, который скоро лопнет. А сам украинский проект обречен на провал.

Историк объясняет, что жизнеспособные государства – это империи или наследники империй. 

- США — это империя, большое государство, - перечисляет он. - Россия, по сути, тоже империя, потому что она многонациональная и многоконфессиональная. Формировалась она очень сложно, разные территории по-разному входили в ее состав. И, тем не менее, она существует, потому что между разными группами ее населения сложился определенный компромисс. Империя балансирует между интересами разных групп населения и в этом основа ее существования. 

Так, в Российской империи в обращении были польская монета, финская и кавказская монеты, в Туркестане была своя денежная система. Законодательство, хотя и оставалось общим, но были и какие-то региональные особенности.

- Так что на самом деле имперский проект более устойчивый, - полагает ученый. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС Верите ли вы в глобальное потепление?

Результаты