Игры патриотов

В Башкирии больную раком женщину привели в суд, чтобы оштрафовать на 1500 рублей

09.11.2023
9 ноября Верховный суд Башкирии вынес решение взыскать с 62-летней жительницы села Киргиз-Мияки Альфии Латыповой полторы тысячи рублей. При этом прокуратура Миякинского района пыталась заставить женщину заплатить 150 тысяч за якобы неправильное использование государственной субсидии. Но суд пожалел женщину, страдающую сразу двумя онкологическими заболеваниями.

В декабре 2020 года Альфия Латыпова получила от районной администрации субсидию в 150 тысяч рублей на развитие бизнеса. Такая программа поддержки предпринимателей существовала в Миякинском районе. Г-жа Латыпова открыла на эти деньги барбершоп, но ей пришлось закрыть заведение на два месяца раньше срока, предусмотренного субсидией, из-за прогрессирующего онкологического заболевания. Вместо положенных двух лет парикмахерская отработала один год и 10 месяцев. 

Злокачественную опухоль у Альфии Латыповой обнаружили еще до того, как она решила заняться бизнесом. Сначала у женщины выявили заболевание кишечника. Началось длительное лечение и курсы химиотерапии. И когда в очередной раз она поехала на обследование, у нее обнаружили еще и рак груди. 

Альфия Галиакберовна долго лечилась. Несмотря на это решилась открыть ИП. На перечисленные муниципалитетом деньги открыла барбершоп в селе Киргиз-Мияки. Закупила оборудование для салона, приняла на работу одного сотрудника. 

Дело потихоньку работало. Но здоровье снова начало подводить - обострилась онкология, и тогда бизнес пришлось свернуть на два месяца раньше установленного муниципальной программой срока. 

Но господдержка в итоге дорого обошлась предпринимательнице. Прокуратура, проверяя соблюдение бюджетного законодательства, установила, что были нарушены условия муниципальной программы. Надзорное ведомство стало настаивать на полном возврате субсидии в бюджет республики и обратилась в суд.

- Первый процесс был в Миякинском районе, - рассказывает адвокат Зарина Каримова. - Два месяца – это не такой уж и большой срок, из-за которого стоило затевать судебный процесс. Нарушение является несущественным, поскольку социально-значимых последствий не повлекло. Характер нарушения малозначительный, отсутствует нанесенный государству ущерб. Все деньги моя доверительницы реализовала – купила оборудование для салона, исправно платила аренду, трудоустроила работника. 

Первая судебная инстанция прокуратуре в удовлетворении иска отказала. Но в надзорном ведомстве обжаловали решение районного суда, обратившись с апелляцией в Верховный суд Башкирии. Прокуратура требовала от предпринимательницы, которая сейчас находится в больнице и ждет очередную операцию, вернуть всю сумму субсидии.

Защита Латыповой настаивала на том, что нарушение было несущественным и возникло «вследствие непреодолимой силы». Но, по словам г-жи Каримовой, обвинение считало, что онкология – это не причина прекращения деятельности ИП.

- Но ведь раковая болезнь с другими болезнями не сравнима, - полагает защитница. - Она не подлежит легкому лечению.

По словам адвоката, в итоге на заседании в Верховном суде прокуратура сама попросила снизить сумму со 150 тысяч рублей до полутора тысяч. Верховная Фемида согласилась и удовлетворила иск. 

Родные Альфии Латыповой считают случившееся несправедливым. Альфие и так в жизни было нелегко. В 32 года она стала вдовой. Когда внезапно умер ее супруг, женщина осталась одна с тремя дочерями. Старшей на тот момент было 11 лет, младшим близняшкам – по шесть. Надо было поднимать детей. Сначала работала на мясокомбинате уборщицей, завскладом и мыла внутренности скота после забоя. Потом устроилась на работу на север поваром и стала ездить по вахтам. Когда дочери немного подросли, Альфия Галиакберовна уехала на Камчатку, где нашла работу поваром на пароходе. Там она пробыла год. Вернувшись в Башкирию, заболела.

- Потом начались бесконечные операции, химиотерапия, дорогостоящие обследования каждые полгода, - вспоминают дочери. – Все средства на лечение зарабатывали своим трудом. Ничего никогда у государства не просили. Мама всю жизнь трудилась, сама воспитала нас, дала нам образование. Получается, единственный раз она обратилась за помощью и вышла такая неприятная ситуация. Неужели нельзя было с сочувствием подойти к этой истории?

Аналитики также полагают, что с этим случаем в Киргиз-Мияках произошло что-то несуразное. 

- Работа прокуратуры надзирать за законностью и, в том числе, за законной тратой государственных средств, - говорят они. – Но что мешало людям в погонах и работу свою выполнить и поступить по-человечески? Ведь было очевидно, что женщина эти средства не украла, не присвоила и не потратила на собственные нужды. Тем более для закрытия парикмахерской имелась уважительная причина. Говорят, что есть дух и буква закона. Вероятно, прокуроры соблюли букву закона, а вот о духе не подумали.  

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС Где вы собираетесь провести новогодние каникулы?

Результаты

купить прописку в москве