Игры патриотов

Хоть строй, хоть падай. Нарушение строительных норм может сказаться на безопасности людей

06.04.2023
В прошлом году правозащитники вернули жителям Башкирии, которых обманули при покупке услуг или товаров более 100 млн рублей. Такую сумму суды взыскали с недобросовестных продавцов. Причем, большая часть взысканных средств — это компенсации за недостатки при покупке квартир по договорам долевого участия или договорам купли-продажи, когда хозяева новостроек обнаруживают недочеты в течение гарантийного срока.

«Недоделки строителей прямо касаются права на жизнь и здоровье граждан»

 

- Где-то есть небрежность со стороны застройщика, бывает, что его самого подвели подрядчики, выполнившие работы некачественно, - рассказывает уполномоченный по правам потребителей РБ Валерий Самохин. - Но в каких-то случаях застройщик пытается умышленно уклониться от выполнения гарантийных обязательств. Недавний пример - одна из крупных компаний Уфы включила в условия договора купли-продажи перечень недостатков. И в судах заявляли, что, если недостатки оговорены в договоре, значит покупатель с ними согласен и устранять их не требуется.

Действительно, Гражданский кодекс России допускает продажу товара с недостатками, если эти недостатки оговорены продавцом, отмечает юрист. Однако к некоторым работам, от качества которых зависит безопасность, предъявляются императивные требования. 

- Жилье — это особая категория, - рассказывает Валерий Геннадьевич. - Взять хотя бы пример с землетрясением в Турции — там за нарушение технологий строительства к уголовной ответственности привлечены более 200 застройщиков. Но в той же Турции в одном из оказавшихся в эпицентре землетрясения городе не обрушилось ни одно здание — потому что местный мэр жестко требовал соблюдения строительных норм. Не знаю, что для этого делает мэрия Уфы, каким образом сдаются в эксплуатацию такие объекты. 

Но вот недавний случай в столице Башкирии, когда обвалилась штукатурка на одном из недавно построенных домов на улице Кольцевой. Хорошо, что в этот момент внизу никого не было и никого не убило. Ведь весь этот огромный пласт штукатурки с 20-этажного дома рухнул вниз, повредил чей-то гараж.

По мнению г-на Самохина, инцидент произошел из-за нарушения строительных технологий. 

- Многоэтажные здания проектируются с учетом ветровой и снеговой нагрузки, - рассказывает правозащитник. - Сильного ураганного ветра в Уфе в тот день не было. Поэтому мы пытаемся в судах доказать, что есть нарушения норм и правил, которые прямо касаются права на жизнь и здоровье граждан. И в большинстве случаев суды с нами соглашаются.

В прошлом году юристы раскрыли схему ухода одного из застройщиков от ответственности за некачественно выполненные работы. Компанию просто переоформили на человека, привлекавшего к уголовной ответственности. У него отсутствовала собственность, компенсировать ущерб было бы нечем. 

- В тот момент, когда претензия покупателя квартиры рассматривалась в суде, этот владелец компании находился в СИЗО и ждал приговора за какое-то бытовое преступление, - сетует Валерий Геннадьевич. - При этом за его подписью в суды поступали возражения, апелляционные жалобы, иные процессуальные документы. Выяснилось это совершенно случайно. По факту было возбуждено уголовное дело. Но, насколько я знаю, его расследование, скажем так, не двигается. Так что ухищрения у застройщиков, которые не хотят строить качественно, разные. Еще один из способов уйти от ответственности — так называемая альтернативная ликвидация. Компанию регистрируют на другого владельца, с которого просто нечего взять и претензии он, конечно, удовлетворить не может.

Валерий Геннадьевич отмечает, что «сейчас многие застройщики признаются, что благодаря деятельности правозащитников их внутренний контроль стал более жестким и требовательным». 

- У застройщиков появляются отделы, которые контролируют качество, - объяснил он. - Компенсации, которые они выплачивают покупателям квартир, пока остаются самым эффективным наказанием для недобросовестных застройщиков. Административные и дисциплинарные меры здесь не очень работают, потому что компании могут заплатить штраф и продолжить делать так, как привыкли. А бить рублем – самое эффективное средство. 

 

«Сегодня часто юристы сталкиваются с обманом клиентов в банках» 

 

Это, например, навязывание условий страхования. Сейчас от самой страховки несложно отказаться, но, как правило, тогда банк повышает процентную ставку. 

- Обычно банк старается рассчитать таким образом, чтобы общие выплаты по кредиту - со страховкой или без страховки, но с повышенным процентом - были примерно одинаковыми, - объясняет Валерий Самохин. - Потребитель смотрит и видит, что заплатит примерно одинаково, но в случае со страховкой получит дополнительную защиту. Вроде бы логично. И тем не менее все равно очень много людей отказывались от страховки. Например, если человек собирается погасить кредит досрочно, буквально через три-четыре месяца и не хочет судиться с банками по поводу отказа от страховки.

Случается, что страховку все же навязали, но отказаться от нее можно в определенные сроки. Тогда деньги возвращают, повышают процент, и тут выясняется, что клиент не против застраховаться, но его не устраивают условия в компании банка. Как правило, ему не нравится цена услуги или срок договора.

- У нас были страховки в 1,5 млн рублей при сумме кредита 7-8 млн, - констатирует правозащитник. - Если же клиент на эту же сумму сам страховался в той страховой компании, которая была в списке рекомендуемых кредитором, получалось на порядок дешевле. В каких-то случаях разница в цене была кратно ниже, в каких-то случаях - на порядок. Есть своего рода схема, которую придумали банки: они разрешают выбрать другую компанию, но застраховаться клиент обязан на утвержденных банком условиях. Человек идет в компанию, которая есть в списке финансовой организации, и тут выясняется, что она не может повторить условия первоначального договора страхования.

Таким образом, отмечает он, создаются правила страхования, которых нет у других компаний. Правозащитная организация оспаривает эти условия в суде, доказывая, что банк не вправе повышать проценты, если потребитель перестраховался в другой страховой компании из перечня банка. Даже если договор страхования не отвечает требованиям кредитной организации.

- Наш довод был в том, что банк должен доказать, что потребитель имел реальную возможность заключить договор такой с такими условиями, которые соответствуют требованиям банка, - поясняет он. - В конце концов страховщик изменяет правила страхования не так часто - раз в два-три года. И если они на тот момент не отвечают требованиям банка, то пусть у него голова и болит. Ведь это он предложил контрагента. Почему в перечне банка оказался такая компания, которая не может предложить условия, отвечающие требованиям банка?

До сих пор есть нарушения прав потребителей при продаже псевдостраховых продуктов. Компании, не являющиеся страховыми, вводят клиентов в заблуждение.

- Получается, что сегодня закон это допускает, - сетует омбудсмен по правам потребителей РБ. - Такие продукты они называют независимой гарантией. Гарантийные события — это утрата работы, смерть или инвалидность, то есть те самые случаи, которые мы привыкли считать страховыми. Но когда такое событие наступает, то клиенту такие компании выплачивают меньшую сумму, чем он заплатил.

В Верховном суде РФ рассмотрели жалобу на решение нижестоящей инстанции по такому делу. Юристы настаивали на отсутствии экономической целесообразности у клиента такой компании в Башкирии. 

- Потребитель платит этой компании 150 тысяч рублей за услугу, а если наступило гарантийное событие, максимальная выплата составит 125 тысяч, - переживает Валерий Геннадьевич. - А в чем для него смысл? Это был наш довод.

Этот довод нижестоящие инстанции не опровергли, но иск не удовлетворили. Точку в этом деле поставил Верховный суд России, подтвердив правильные выводы башкирских юристов.

- Иногда у меня создается впечатление, что все суды специально выносят решение не в нашу пользу, чтобы мы дошли до Верховного суда страны и доказали свою правоту, - смеется г-н Самохин.  

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты