Регион

Историк о современных памятниках: «Кладбище не должно заползать на улицы городов»

26.10.2025
Председатель регионального отделения «Российского военно-исторического общества» Рамиль Рахимов считает сегодня важным сохранить память об участниках СВО. Причем, историк уверен, что экспозицию в музеях, нужно выставлять не с февраля 2022 года, когда началась спецоперация России на Украине, а с 2014-го, чтобы показать подвиги ополченцев Донбасса, связи этой территории с нашей страной и причины возникновения украинского конфликта.

Один из лучших примеров современных памятников – монумент Мусе Гарееву в Илишевском районе Башкирии. Фото «Башинформ»

«Памятники участникам СВО не должны напоминать роботов-киборгов»

 

- На Украине в 2014-м году захватила власть нацистская хунта, здесь начали убивать людей, - напоминает он. - Готовы были устроить этнические чистки – все это известно, есть подтверждающие это документы. Поэтому мы и проводим СВО, чтобы устранить угрозу нашему будущему и нашей безопасности. Спецоперация началась не потому, что мы просто так вздумали ее начать. Нет, на это была очень веская причина.

Рамиль Рахимов полагает, что свой музей СВО должен появиться в каждом городе и районе. 

- Конечно, мы будем помнить наших героев – тех, кто вернулся, и тех, кто не вернулся, и будем ими гордиться, - говорит Рамиль Насибуллович. - Но возникает вопрос, как увековечить память о них. И уже сейчас стоит задача создания музеев СВО на местном уровне, в городах и селах. В Башкирии уже создан музей на базе республиканского музея Боевой славы. Через какое-то время это будет большой отдельный музей с техникой, с другими экспонатами. Уже сейчас вопрос об этом обсуждается, на этот счет есть рекомендации, разработанные музеем Победы на Поклонной горе.

Г-н Рахимов объясняет, что задача местных музеев – «показать своих ребят, которые вошли в добровольческие батальоны, попали на СВО по мобилизации». 

- Рассказать, как они несли воинскую службу, как отличились, - говорит он. - И еще очень важно показать, как помогала и помогает бойцам республика. Я хотел бы, чтобы во всех этих музеях не забыли про подвиг тружеников тыла, бабушек, которые вяжут носки и маскировочные сети, делают вместе со школьниками окопные свечи, собирают деньги на гуманитарную помощь солдатам. Имена этих людей надо сохранить. Мы уже проговорили с заместителями глав администраций районов Башкирии, что надо собирать имена этих людей. Очень много неравнодушных предпринимателей закупает технику, много людей просто пишут письма, даже дети. Этот подвиг тыла надо запечатлеть. Нужно сохранить фотографии волонтеров, память об их работе, которая помогает побеждать.

Историк убежден, что особенно серьезный вопрос сегодня – как сохранить память о погибших. 

- Памятники им уже возникают стихийно и будут возникать, - констатирует он. - В этом нет ничего удивительного: мы хотим запечатлеть героев. Но у нас есть пожелания, чтобы с историками немножко консультировались по поводу памятников. Почему? Я уже посмотрел памятники погибшим на СВО солдатам, которые поставили в России: в основном в униформе, в подшлемниках – лиц не видно, а современная амуниция выглядит как костюм робокопа. А ведь важно донесли память до будущих поколений. Они посмотрят на такой памятник и ничего не поймут. Нужны лица людей, лица победителей, лица наших земляков. Это наши люди, которые погибли за Победу, они думали и чувствовали, боролись за наше мирное будущее и вовсе не были роботами-киборгами. Каска, бронежилет, автомат или гранатомет – не обязательны. Это детали. Главное – лица победителей. 

Рамиль Рахимов напоминает, что памятники, которые ставились после Великой Отечественной войны, делались как раз с таким посылом – показать лицо и характер воина-победителя. 

- Важно, чтобы памятники были понятны людям, - поясняет он. - И, конечно, не надо делать их очень трагичными, так как из-за излишней драмы ускользает смысл и ценность победы. Все-таки победа должна быть понятной.

 

«Над гипсовыми атлетами смеялись, а они заставляли людей на них равняться»

 

Председатель регионального отделения «Российского военно-исторического общества» отмечает, как один из лучших в Башкирии памятников современности – монумент генералу Минигали Шаймуратову на Советской площади в Уфе. А также открытый в прошлом году в селе Верхнеяркеево Илишевского района памятник легендарному летчику-штурмовику Мусе Гарееву, сделанный по всем канонам монументального искусства.

- Замечательный молодой человек, одухотворенные лицо – вот он, герой, - рассказывает Рамиль Насибуллович. – Памятник сделан очень качественно и красиво. И люди проезжают, видят памятник и останавливаются, чтобы его рассмотреть.  

Из лучших монументов советской эпохи историк приводит в пример памятник основателю ВЧК - прообраза современной службы безопасности, Феликсу Дзержинскому в сквере за кинотеатром «Родина» в Уфе, установленный в 1987 году. 

- К «железному» Феликсу можно относиться по-разному, - говорит он. – Но этот памятник сделан очень грамотно – отражает и суть, и характер этого человека. Вот к таким памятникам следует стремиться, чтобы они побуждали задуматься, вспомнить историю и рассказать о многом будущим поколениям. Так же нужно делать и памятники участникам СВО: создавать красивые, понятные и запоминающиеся скульптуры.

Рамиль Рахимов призывает вдумчиво относиться к установке памятников. 

- Просто так слепить на коленке памятник, взяв из интернета несколько фотографий, так делать нельзя, - убеждает он. - Мы будем очень внимательно следить за ситуацией с памятниками, и мы отслеживаем, как создаются памятники, посвященные Великой Отечественной войне. Сейчас люди, не задумываясь, делают ошибки: например, вешают штык-нож на ремень солдата Красной армии. Но тогда у Красной армии штык-ножей не было. Была винтовка Мосина. Надо сохранять историческую достоверность, это тоже очень важно.

Также г-н Рахимов предостерегает от установки на фасадах городских зданий памятных досок участникам СВО из черного могильного камня, потому что «кладбище должно быть на кладбище». 

- Такие памятные рельефы выглядят, как могильные плиты, - сетует он. - В советское время их делали из белого мрамора, зеленоватого и серого гранита. Так и нужно продолжать. В городах должны понимать, что черные плиты на стенах домов – это очень плохо. Я понимаю, что это современные материалы, которые дешевле и позволяют выгравировать любой рисунок. Но все-таки надо уважать павших и потратиться на более эстетичную памятную доску.

Рамиль Насибуллович признается, что уже увидел в нескольких российских городах такую тенденцию – «кладбище заползает на улицы городов». 

- Так не должно быть, - уверяет он. — Это нужно не мертвым, а живым. Воины выполнили свой долг – спасибо им за это. И мы не забыли этих героев, мы их увековечили, помним их. Поэтому памятные плиты должны быть красивыми и вписываться в городской антураж.

Г-н Рахимов напоминает, как в свое время во всех советских парках культуры и отдыха стояли выполненные из гипса скульптуры атлетов. 

- Многие смеялись над девушками с веслом, - рассуждает он. – А ведь, если задуматься, в этом была очень важная воспитательная роль. Люди смотрели на атлетические фигуры и понимали, что им надо соответствовать. То же самое с памятниками героям – они должны воспитывать и побуждать на них равняться.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС Ревнуете ли вы своих супругов к кому-то из коллег по работе?

Результаты