Регионы, отличившиеся в рейтинге АСИ, получают новые инструменты для развития

«Сейчас мы находимся в стадии такого догоняющего развития»
- Если смотреть на ретроспективу рейтинга, то за последние пять лет республика сначала вошла в десятку, заняв девятое место, а потом плавно поднималась: на пятое, на четвертое и вот теперь – на третье место, - напоминает политолог Арсен Шаяхметов. - В прошлом году был примерно тот же результат с небольшой разницей в конфигурации по регионам.
Результаты, по мнению эксперта, с одной стороны, демонстрируют динамику в развитии региона, а с другой – указывают на высокий уровень доверия федерального центра правительству Башкирии.
- Рейтинг – это, конечно, еще и очень важный инструмент для регионов в части их позиционирования, - уверен г-н Шаяхметов. - Для регионов это – «галочка», которая впоследствии им зачтется на переговорах с инвесторами. Попадание в топ-10, топ-5 или топ-3 инвестиционного рейтинга может стать дополнительным аргументом для налаживания связей с бизнесом.
По словам Арсена Маратовича, «рейтинг – это инструмент, который методически помогает регионам развиваться и формировать новые точки роста».
— Это также и система оценки компетенций руководителей, в том числе глав регионов, - комментирует он. - Итоги рейтинга публикуются на Питерском международном экономическом форуме, и президент страны Владимир Путин уже не первый год отмечает регионы с лучшим инвестиционным климатом. Вот почему все регионы стараются работать с «АСИ» в плотной связке и через него грамотно реализовывать проекты, в том числе национальные. Это прокладывает путь и к новым инвестициям, поскольку, когда формируется позитивное портфолио, открывается доступ к более крупным проектам.
По мнению политолога, крупные проекты, которые Башкирия получила возможность реализовать за последние пять лет, – например, межвузовский кампус – стали возможны благодаря такой работе.
- Рейтинг – это один из показателей оценки, а также еще и инструмент поддержки самих регионов, - говорит г-н Шаяхметов. - Наиболее отличившиеся получают новые инструменты для развития. Не секрет, что между губернаторами есть негласная конкуренция. Тем более что их имидж – тоже инструмент привлечения инвестиций. У нас постоянное соперничество с Татарстаном, с Московской областью, высокая конкуренция с Нижним Новгородом, Самарой, Казанью, Челябинском и Екатеринбургом. Конечно, нужно формировать свое портфолио, чтобы выделяться на этом фоне.
Эксперт полагает, что Башкирии есть еще к чему стремиться.
- Третье место – это такой непрозрачный потолок, в который мы несколько уперлись, - уверен он. - В будущем нужно разрабатывать новые инструменты для того, чтобы этот потолок пробивать. Понятно, что тягаться с Москвой сложно. Можем ли мы обойти Татарстан? Условия, которые создаются в Татарстане, похожи на наши. Там и нефтеперерабатывающий комплекс, там и сельское хозяйство, там и инвестиционное развитие. Преимущество Татарстана пока в том, что у них «нефтянка» более, чем у нас, находится государственной собственности. В этом случае у них автоматически больше ресурсов для инвестирования в экономику. По сельскому хозяйству мы с ними конкурируем успешно, показатели примерно равны. Да, где-то Татарстан на первом месте, где-то Башкортостан, где-то они конкурируют за первое место.
При этом, отмечает Арсен Шаяхметов, Татарстан вырвался вперед в строительстве и в IT-сфере.
- И это те секторы, которые сейчас работают на экономику региона и будут работать в будущем, - констатирует он. - Мы на сегодняшний день развиваем похожие истории с кампусами. Но, конечно, по масштабам они пока что несопоставимы. Ну, и плюс – у Татарстана еще есть развитое машиностроение, большой автоконцерн «КамАЗ», который работает на регион – он, кстати, тоже находится в федеральной собственности. Это наследие, которое они получили из советского времени. Развиваться Татарстану помогли крупные федеральные мегапроекты. Благодаря им соседняя республика получила преимущество в нулевые годы. В Казани проходил чемпионат мира по футболу, Универсиада и другие крупные мероприятия. Мы проводили саммиты ШОС и БРИКС, где Уфа задала неплохой темп. Но по объему инвестиций с федеральной стороны мы несколько уступили. Сейчас мы находимся в стадии такого догоняющего развития, пытаемся догнать Татарстан.
«Байские подходы в муниципалитетах надо менять»
Арсен Шаяхметов напоминает, что в Башкирии сегодня делают акцент на инвестиционном развитии муниципалитетов.
- Республика, взяв заданные в инвестиционном рейтинге регионов стандарты, а также применив свои собственные, переложила их на муниципальную практику и изобрела ноу-хау – инвестиционный рейтинг муниципалитетов, - рассказал он. — Это повод создавать между муниципалитетами некую добрую внутреннюю конкуренцию за привлечение инвестора. А в Башкирии очень важно, чтобы районы и города развивались равномерно.
Ученый объясняет, что республика занимает первое место в России по числу муниципальных образований.
- Прежде это был Татарстан, кстати говоря, – но он пошел по пути укрупнения, - говорит Арсен Маратович. - К тому же в Башкирии большое количество сельского населения, сельских территорий, которые тоже необходимо развивать. На развитие малых городов, особенно по увеличению их инвестиционной привлекательности и по благоустройству городской среды, выделяются гранты, с которыми республика активно работает.
Также Башкирия стала первым регионом, где был создан институт бизнес-шерифов. Это заместители глав районных администраций, которые помогают бизнесу запускать инвестиционные проекты и выстраивать отношения с местными властями.
- Сначала эту инициативу критиковали, считая ее просто ребрендингом должности вице-мэров по социально-экономическому развитию, - вспоминает г-н Шаяхметов. - По факту же идея состояла в том, чтобы изменить подход: шериф – это чиновник, который, с одной стороны, обладает полной властью на территории, а с другой стороны - ориентирован на помощь и поддержку предпринимателям. Не на карательные функции, а на коммуникацию. Помнится, премьер российского правительства Михаил Мишустин несколько лет назад оценил институт башкирских бизнес-шерифов. Периодически в разных регионах пытаются внедрить этот институт. Но это вопрос про переосмысление подходов, это не та история, которая создается за год или по чьему-то указанию. Это – развивающаяся система, что подтверждается назначением нескольких бизнес-шерифов руководителями администраций. Институт дает управленческие кадры, которые затем внедряют новые инструменты развития городов и сел.
Также эксперт отмечает, что башкирский институт бизнес-шерифов «меняет ментальность глав районов».
- Помнится, что некоторое время назад в Башкирии о главах городов и районов говорили как о таких баях, которые считают себя хозяевами этой земли, - напоминает он. - Такие подходы необходимо менять, и мы наблюдаем, что они постепенно выстраиваются заново. Внедренная в Башкирии практика бизнес-шерифов, безусловно, также повлияла на высокую оценку инвестиционного климата республики.
«Прямые коммуникации главы региона стали очень хорошим примером»
Арсен Шаяхметов считает, что и участие в рейтинге «АСИ» помогает регионам привлечь инвестиции.
- Показателен пример Калужской области, которой было сложно конкурировать с мощными соседями – Москвой и Московской областью, - приводит он пример. - Однако благодаря правильной работе с инструментами регион смог привлечь Volkswagen, Samsung и другие производства. Они создали эти технологические агломерации буквально за 8–12 месяцев благодаря тому, что глава региона общался напрямую с инвесторами, моментально решал все вопросы по звонку. И проекты реализовывались без лишних финансовых накладок. Эта прямая коммуникация, прямое взаимодействие стали очень хорошим примером, как регион очень сильно вырос. Калужская области, кстати, в рейтинге тоже занимает одно из ведущих мест. Даже после того, как зарубежные компании в 2022 году ушли из региона, там смогли оперативно локализовать оставшиеся производства. Хотя произошла смена собственников, производства остались.
Арсен Маратович замечает, что и в Башкирии Радий Хабиров также в ручном управлении работает с инвесторами, в том числе и лично проводя «Инвестиционные часы».
- В вертикальной системе власти по-другому не получается, - объясняет он. – Инвестор должен получить гарантии от высшего руководства региона и видеть, как губернатор заинтересован в приходе инвестиций.
Политолог объясняет, что и сегодня «иностранные инвестиции важны для экономики, поэтому сейчас регионы продолжают устанавливать связи с зарубежными партнерами».
- Татарстан больше развивает связи с арабскими странами, - комментирует он. - Башкирия – с Центральной Азией. Дальний Восток настроен на взаимодействие с Китаем и Юго-Восточной Азией. Москва и Санкт-Петербург работают с европейскими партнерами. У регионов, которые могут работать на внешний контур, есть преимущество. В числе таких успешных регионов и Башкортостан.