В Башкирии гипермаркеты поворачиваются лицом к фермерам и предпринимателям
− У нас сейчас принято поддерживать производителя, и эта господдержка идет от многих министерств и ведомств, - пояснила Светлана Павловна. - Так как проект «Продукт Башкортостана» находится под опекой башкирского министерства торговли, наша основная задача — помогать республиканским производителям попадать на полки. Что значит вступить в проект для производителя? Это значит, что он должен выпускать продукцию на территории Башкирии, используя местное сырье. Но самое главное - продукт должен быть сертифицирован, он должен быть качественным. А поскольку мы постоянно следим за качеством, то знак «Продукт Башкортостана» воспринимается как знак качества.
Проект был запущен в 2013 году. Сегодня в нем участвует 745 производителей, и это число постоянно увеличивается. В последнее несколько лет «Продукт Башкортостана» стал особенно актуальным, поскольку в условиях санкций ценность малого бизнеса становится выше, и отношение федеральных и региональных сетей к местным производителям меняется в лучшую сторону.
− В торговых сетях ранее действовали очень жесткие требования, которые мелкие производители не могли выполнить, - напоминает г-жа Дивнич. - Но сейчас ситуация изменилась. В 2023 году мы, например, участвовали в Санкт-Петербурге в конференции сети X5 Group на тему «Малому бизнесу - большая полка», где было сказано, что теперь большая сеть магазинов «Пятерочка» поворачивается лицом к малым предпринимателям.
Теперь в Башкирии небольшим производствам будет не так сложно поставлять продукцию в магазины этой сети.
— Это здорово, что большие сети чувствуют происходящие изменения на рынке и очень гибко переключаются, меняют правила и уже по-другому относятся к малому бизнесу, - говорит она. - Потому что раньше такой продукции, как кумыс, колбаса, сыры, ремесленный хлеб, было сложно попасть в большие сети.
В результате такие продукты были недоступны для потребителей. Теперь же их можно найти в сети «Пятерочка» и магазинах «Магнита».
− Если мы зайдем в «Магнит», то можем увидеть фермерский уголок, где на арендованном участке наши производители, пользуясь трафиком магнита, реализуют фермерскую продукцию, - напоминает Светлана Дивнич. — Это очень удобно, товары пользуются спросом и популярностью у покупателей.
Кроме этого, растет и качество продукции малого бизнеса. Предпринимателя умеют не только выпускать товары достойного качества, но и грамотно их упаковывать.
− Мы видим, как наши производители «растут» у нас на глазах, - поясняет руководитель проекта «Продукт Башкортостана». - Если раньше у них могли быть сложности с упаковкой, то сейчас она выполняется в достойном виде. И покупатель это тоже видит. Покупая продукты с нашим знаком, он понимает, что они проведены здесь, у нас, они проверены, безопасные и вкусные.
Местные производители не только покорили жителей Башкирии, но и начали завоевывать другие рынки. Так, продукция высоко оценена жителями соседних регионов и стран СНГ.
- В прошлом году мы участвовали в выставке в Ташкенте, и наши производители очень понравились местным дистрибьюторам, - сообщила Светлана Павловна. - Продукция уже экспортируется в Узбекистан и Казахстан, где наши производители особенно популярны. Наш кумыс просто покорил Казахстан. В 2023 году «Продукт Башкортостана» впервые выезжал в Оренбург на выставку «Меновой двор» и в Екатеринбург на InterFood Ural, где местная продукция пользовалась большой популярностью.
На всех этих выставках прошли торгово-закупочные конференции, предприниматели заключили договоры, по которым будут отправлять свою продукцию в другие регионы.
− Благодаря этому предприниматели увеличивают свои экономические показатели, расширяют производство, - сказала она. - То есть мы, косвенно, помогаем организовывать новые рабочие места. У наших дипломантов есть запрос на определенную помощь, а отдача идет именно в увеличении производства продукции и в улучшении ее качеств.
По мнению г-жи Дивнич, возможности для расширения и модернизации производства у местных предпринимателей очень большие. И развитие их проектов необходимо поддерживать.
− Я считаю, что нам необходимо есть свою продукцию, - говорит она. - Потому что она более свежая и более подходящая для нас. Зачем нам есть, например, челябинский хлеб, когда есть свой производитель? Хлеб местного производства гораздо лучше и вкуснее.
В то же время местные предприниматели обмениваются опытом производства продуктов с Беларусью.
- С Беларусью у нас идет очень активное взаимодействие, - напоминает Светлана Павловна. - Летом прошел форум регионов России и Белоруссия. Мы, кстати, к ним ездили тоже, но нам конкурировать с ними пока трудно, потому что именно пищевая промышленность Белоруссии продолжает работать по советским ГОСТам. И сейчас необходимость конкурировать с белорусскими производителями «подтягивает» наших производителей в качестве, и, кстати, вполне успешно.
Что касается маркировки «Продукт Башкортостана», то получить ее просто. Нужно подать заявку на сайте проекта или по телефону и пакет документов, подтверждающих происхождение товара.
− Подать пакет документов, которые подтверждают то, что товары произведены в республике, что используется местное сырье. И, конечно, предоставить нам протоколы лабораторных исследований, - говорит Светлана Дивнич.
Участниками проекта, помимо производителей продуктов, стали компании по выпуску спецодежды, химических веществ.
− Например, компания «Эколь» недавно стала участником проекта, и мы гордимся, что она возобновила производство стирального порошка. И мы будем продвигать этот продукт, - добавляет она.
Что касается качества, то проверки в рамках контрольных закупок показывают, что она действительно высокого качества. Нет и нареканий от потребителей. То есть маркировка «Продукт Башкортостана» по праву остается своего рода знаком качества.