Регион

Торговля Башкирии с Азией может быть также выгодна, как экспорт товаров в Европу

19.06.2023
Даже в условиях беспрецедентного санкционного давления компании Башкирии продолжают продавать свою продукцию за рубежом и осваивают новые рынки. По словам исполняющей обязанности директора регионального центра поддержки экспорта Риты Акчуриной, в марте прошлого года башкирские производители при выходе на экспорт столкнулись с проблемами.

В Монголии, Армении и Киргизии есть спрос на башкирскую продукцию

 

- Поэтому мы переориентировали компании на так называемые дружественные страны, - рассказала г-жа Акчурина. - Санкции мы рассматриваем как новые возможности: при умелом использовании мер господдержки можно достичь хороших успехов и сегодня.

До введения ограничений большинство компаний ориентировались на страны Европы, так как торговать там было выгодно. Сейчас им пришлось развернуться в сторону стран Африки, Азии, Ближнего Востока и СНГ.

- Мы помогаем компаниям находить новых партнеров, которым нужна эта же продукция, - поясняет она. - Причем торговля с ними должны быть столь же выгодна, как если бы они экспортировали товары в Европу. Выстраиваем новые логистические цепочки, помогаем преодолевать барьеры, которые возникают с оплатой, с таможенным оформлением. Наша задача - помогать теми или иными мерами поддержки при выходе на экспорт.

Республика активно открывает новые торгово-экономические представительства в дружественных странах. Так, они уже появились в Казахстане, Узбекистане, Беларуси, Турции. В конце прошлого года открыли представительство в Китае. 

- Представительства также помогают бизнесу преодолевать санкционные меры и проблемы с выходом на иностранные рынки, - говорит Рита Наилевна. - В этом году мы съездили с бизнес-миссией в Иран, и, скорее всего, бизнес-представительство Башкирии откроется и там.

Наиболее активно развиваются торгово-экономические связи со странами Ближнего Востока — в первую очередь, ОАЭ и Катаром. 

- Например, мы помогли компании, которая производит дизайнерскую светотехнику, выйти на рынок Катара, - поведала она. - Раньше этот производитель участвовал в европейских выставках. Мы же помогли сотрудникам пройти обучение в бизнес-школе «Сколково» в прошлом году, они наработали контакты, подтянули свои компетенции, вышли на рынок Катара и сейчас имеют довольно хорошие экспортные контракты.

Сотрудничество со странами СНГ также развивается. Товары из Башкирии востребованы на постсоветском пространстве.

- Поток товаров можно направить в альтернативных направлениях и успешно заключать экспортные контракты с Казахстаном, Узбекистаном, Беларусью, - уверена представитель экспортного ведомства. - Недавно мы съездили с бизнес-миссией в Монголию, затем нас ждет Армения, Киргизия — там также есть спрос на нашу продукцию. Несмотря на санкции, даже сегодня есть компании - например, производители счетчиков посетителей, - которые находят способы торговать с Сербией и другими европейскими странами, а также и расширяют географию присутствия. Например, недавно в числе контрагентов у них появился партнер из Мальты.

 

Турция стала страной-хабом, откуда можно поставлять товары в другие страны

 

Эпоха глобализации не позволяет полностью прекратить международное экономическое сотрудничество. А спрос на качественную конкурентоспособную продукцию из Башкирии остается высоким.

- Поэтому находим варианты через третьи страны, - говорит Рита Акчурина. - Например, Турция стала страной-хабом, через который можно поставлять товары в другие страны. Другие варианты — это организация совместных производств, промышленная кооперация. Создаются повсеместные предприятия, в которых один из учредителей может быть представителем Российской Федерации, а второй — гражданином другой страны.

Большие возможности Рита Акчурина видит в сотрудничестве с китайскими партнерами. В прошлом году центр помог выйти на рынок этой страны двум башкирским производителям косметики.

- Наша продукция качественная и не такая дорогая, - объясняет она. - А благодаря мерам господдержки наши предприятия могут частично компенсировать затраты на сертификацию и логистики. Расходы компаний снижаются, тем самым путь на китайский рынок становится проще. Косметические компании сейчас как раз проходят сертификацию, то есть наши маски, бомбочки для ванн будут продаваться в Китае.

Самый известный башкирский бренд — мед — также планировали продавать в Поднебесной. Но в случае с этим востребованном в России продуктом оказалось все не так просто.

- Китайцы воспринимают мед немножко иначе, - объясняет она. - Для них наш мед может быть слишком сладким. Хотя качественный липовый башкирский мед у них очень ценится и считается эликсиром здоровья. Цену такому продукту они знают, но в целом понятие использования меда у них немного другое.

Что касается недавней бизнес-миссии в Иран, то там также заинтересованы в поставках товаров из Башкирии. Например, в этой стране очень высокий спрос на зерно.

- Готовая пищевая продукция также очень популярна, - говорит Рита Акчурина. - К нашим предпринимателям буквально выстраивались очереди желающих пообщаться, провести встречи B2B в рамках нашей миссии. Есть спрос на мебельную, нефтегазовую продукцию, на расходомеры для портового оборудования.

 

Компании Башкирии могут принять участие в халяльных выставках 

 

 

Чиновница отмечает, что менталитет у иранцев - «с акцентом религиозного характера», существует есть определенная культура питания, определенный этикет, что важно учитывать. 

- В целом же жители страны очень доброжелательны и могут стать хорошими партнерами для башкирских предпринимателей, - поясняет Рита Наилевна. - К тому же и они, и мы находимся в похожих условиях. В отношении России введены ограничения, и Иран находится под санкциями более 30 лет. Это и может объединить нас. Кроме того, иранцы понимают, как обходить те или иные эмбарго, у них есть пути решения таких проблем. Так что этот тандем приведет к развитию взаимовыгодных торговых отношений.

Иран, в котором находятся несколько объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, по ее мнению, может быть интересен для башкирских туристов. В свою очередь и Башкирия с ее красивейшей природой может привлечь гостей из Ирана. Жителей Башкирии и Ирана объединяет и религия. В республике, как и в Иране, производят продукцию по стандартам халяль.

- С халяль-продукцией у них все очень серьезно, - говорит она. - Есть даже признанный на международной арене исследовательский институт, который является инициатором выставок халяль-экспо. Такие выставки периодически проводятся в Москве. Наши компании могут принять в них участие и поставлять продукцию в Иран. Это направление также важно, поскольку здесь у нас есть схожесть и точки соприкосновения. В Башкирии производство халяль-продукции набирает обороты, у нас есть центры халяль-индустрии, а Торгово-промышленная палата может выдавать халяль-сертификаты. Мы видим перспективу в этом направлении.

Компаниям, которые могли бы поставлять продукцию на экспорт, но пока этого не делают, Рита Акчурина рекомендует обратиться к специалистам. В центре экспорта им готовы помочь с поиском партнеров, организовать участие в выставке или бизнес-миссии. Кроме того, сотрудники ведомства подскажут, как с помощью мер господдержки преодолеть логистические преграды и получить сертификаты. В башкирском экспортном центре обещают подготовить «под ключ» контракты, обеспечить продвижение на международных площадках и пройти образовательные программы.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты