В Башкирии завели 49 уголовных дел за невыплату заработной платы
.jpg)
- Такие комиссии — полное их название межведомственные комиссии по ликвидации задолженности по заработной плате и легализации трудовых отношений - существуют во всех городах и районах, - пояснила Ленара Хакимовна. - И да, они занимаются также и неформальной занятостью. Это такая разветвленная сеть, во главе которой — республиканская комиссия, имеющая большой функционал. Очень важно, что она может собрать на одной площадке представителей различных ведомств и правоохранительных органов и решить вопросы предприятия, у которого появилась задолженность.
Задача комиссии — не отчитать руководителя организации, а выяснить, можно ли решить проблемы предприятия и погасить задолженность. Как правило, организации не платят сотрудникам зарплату не потому, что не хотят, а из-за имеющихся экономических сложностей.
- Чаще всего в невыплате зарплаты есть какая-то экономическая подоплека, - говорит г-жа Иванова. - Сейчас не редкость истории с санкциями, когда в работу предприятия вмешалась геополитика и у компании прекратились поставки или отгрузки из-за рубежа. Например, из недавнего — такие проблемы возникли у компании «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш». Западный поставщик прекратил поставлять башкирскому предприятию детали, и производство остановилось. На комиссии руководство пообещало, что как только этот вопрос решится, они смогут отгрузить партию продукции и рассчитаться с работниками. Так и получилось — они нашли нового поставщика в Иркутске. Об этой ситуации никто не знает, а ведь была задолженность людям на 40 млн рублей.
По словам министра семьи, труда и социальной защиты населения, у предприятий Башкирии время от времени возникают проблемы с выплатой зарплаты. Информация об этом поступает в государственную инспекцию труда, может появиться в СМИ или соцсетях, поступить от профсоюза. Если задержка зарплаты значительна, о проблемах могут сообщить налоговики или сотрудники Социального фонда. Первыми о сложностях с выплатами чаще всего узнают в администрациях городов и районов.
- И вот тогда мы собираемся и обсуждаем эти проблемы, - объясняет она. - В комиссию входят сотрудники различных органов со своими большими и разнообразными полномочиями. В первую очередь это государственная инспекция труда. На заседаниях присутствует налоговая инспекция, Социальный фонд России, в комиссию входит Росреестр, который работает с банкротными предприятиями. Обязательно — правоохранительные ведомства: при необходимости подключается отдел по борьбе с экономическими преступлениями МВД, следственный комитет и прокуратура.
Задолженностью считается невыплата зарплаты в течение двух месяцев, тогда же вопрос выносят на комиссию. Однако Ленара Иванова рекомендует «начинать тревожиться», если деньги задержали даже на месяц. Тогда восстановить права работников будет проще.
- Не надо допускать, чтобы по полгода не платили, - советует Ленара Хакимовна. — Вот сегодня в реестре, который ведет Госинспекция труда, 53 предприятия с довольно большим объемом задолженности - 691 млн рублей, 300 млн из которых приходятся на одну большую строительную организацию. Только пять из этих 53 компаний ведут экономическую деятельность, все остальные банкроты либо не работают.
Злостных неплательщиков в Башкирии, конечно, не так много, но в реестре постоянно появляются новые названия предприятий. Благодаря комиссиям всех уровней в прошлом году удалось вычеркнуть из списка 68 предприятий с долгами перед работниками на 180 млн рублей, иначе объем просроченных выплат был бы намного больше.
- А в предыдущем году сумма была на 153 млн рублей больше, - вспоминает г-жа Иванова. - Чтобы комиссия эффективно работала, мы приглашаем представителя отраслевого ведомства: министерства промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительства, транспорта... В зависимости от того, какие предприятия стали должниками. Представители отраслевых ведомств часто помогают «вытащить» предприятие экономически. Они владеют информацией о мерах господдержки и рассказывают о них руководителям. Присутствие такого человека делает комиссии очень важным и эффективным органом. А главное то, что люди в конечном итоге получают заработанные деньги.
Иногда руководители становятся должниками из-за недопонимания, незнания каких-то тонкостей закона. Так, одна компания, чья деятельность возможна только летом, содержала в штате сотрудников круглогодично, хотя могла бы нанимать их только на сезон. В результате рассчитаться с ними не смогла.
Случается, что руководство компании не платит деньги сотрудникам не потому, что потратило их на свои цели — недвижимость за рубежом или новый автомобиль — а направляет средства на развитие производства.
- Может быть, руководителю хочется открыть новый цех, - говорит чиновница. - Но в КоАП РФ есть две статьи о нарушениях при расчете с работниками: одна касается задержанной заработной платы, а вторая — невыплаты. И, если руководитель направлял имеющиеся у него средства не на расчеты с работниками, а на какие-то другие цели, это квалифицируется как невыплата зарплаты.
Восстановить права работников помогают и следователи. За последнее время, отмечает министр, было заведено 49 уголовных дел, 19 из которых направили в суд или в прокуратуру. Но порой роль правоохранительных органов оказывается несколько иной.
- Например, выясняется, что у предприятия есть дебиторка — ему должна компания из другого региона. Мы выясняем, почему руководство не смогло добиться, чтобы с ним рассчитались. Бывают случаи, что нам помогают силовики. Они звонят своим коллегам и решают вопрос. Предприятие получает деньги и рассчитывается с сотрудниками.
Ленара Иванова отмечает, что не платить зарплату — «это все равно что украсть». Есть трудовой договор, и человек имеет право на вознаграждение за труд. Для этого и создана комиссия. У каждого из ее членов есть «свой неповторимый набор полномочий».
- Пожалуй, только у прокуратуры роль несколько шире — надзорное ведомство внимательно следит, чтобы исполнялось законодательство, не нарушалась Конституция, а право на вознаграждение за труд не было ущемлено, - отмечает она.