Оренбургский Караван-сарай может стать туристическим объектом Башкирии

- В начале XIX века только отгремели крестьянские войны, чуть ли не два столетия длились башкирские восстания, бунтовали мещеры, - рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Башкирии, археологии и этнологии БашГУ Нурислам Калмантаев.
Историк назвал историю появления Караван-сарая «трагичной и созидательной».
- И, наконец, наступил мир, благодаря смене политики Екатериной II, - продолжает он. - Царица решила, что нужно менять отношение к мусульманам, в том числе и башкирам, стала выстраивать отношения с уммой.
Когда центральная власть «повернулась лицом» к мусульманскому населению, в Уфе создали духовное управление мусульман и построили мечеть, а губернатором Оренбурга назначили Василия Перовского – участника Отечественной войны 1812 года, человека просвещенного и по тем временам очень известного.
- Говорят, Перовский даже с царем общался на «ты», - говорит г-н Калмантаев. - Скорее всего, ему поручили наладить отношения с башкирами, а через них и с казахами. А строительство гостевого дома для башкир стало тонким дипломатическим моментом. На самом деле роль башкир в дипломатии России была очень большой, но об этом мало говорят. Казахи, например, оказались в составе России благодаря башкирским беям, которые ездили вместе с царскими сановниками уговаривать их войти в состав российского государства.
Сам Василий Перовский объяснял причину, создания башкирского постоялого двора тем, что башкиры и мещеры часто приезжали в Оренбург, а останавливаться им было негде. За помощью генерал-губернатор обратился к двум своим знакомым архитекторам: Михаилу Коринфскому, построившему Казанский университет, и Александру Брюллову – брату художника Сергей Брюллова. Вскоре на стол «заказчику» легли два проекта, и работа Брюллова Перовскому понравилась больше.
- Архитектор для этой работы много ездил, знакомился с башкирами, собирал информацию, - отмечает доцент Калмантаев. - Он понимал, что комплекс для мусульман -представителей восточной культуры - должен соответствовать их традициям. Потом уже наш архитектор Бари Калимуллин в своей книге писал, что Брюллов уловил восточные мотивы в образе башкирской юрты, в виде которой создана мечеть Караван-сарая, и башкирского аула, по принципу которого выстроен весь комплекс.
По сей день для башкирского народа ценно как раз то, что строили комплекс сами башкиры. Более того, известь и древесину для стройки везли также с башкирских земель.
- Уже тогда в Оренбурге не хватало своей древесины, - пояснил ученый. - Объезжая владения, генерал-губернатор Перовский сокрушался о состоянии экологии и решил засаживать край деревьями. Так что, все насаждения на территории парка при архитектурном памятнике «собирали» тогда изо всех уголков Башкирии: ели, сосны и вязы прибывали в больших кадках.
В итоге на добровольные пожертвования возвели живописный комплекс из трех зданий: основного корпуса, 19-метровой мечети и 40-метрового минарета. В главном корпусе также работали мастерские и училище для башкир.
Но позже, башкиры перестали быть военным сословием, а на пост Перовского пришел Михаил Обручев, который «поселил» в Караван-сарае оренбургских гражданских чиновников. Еще позже губернатором Оренбурга стал Николай Крыжановский, которого возмущало наличие мечети в комплексе, куда каждый день приходят на госслужбу православные люди. Новый управленец даже писал прошение в Санкт-Петербург с просьбой снести мечеть. Однако «сверху» пришел категорический отказ – разрушать столь прекрасный памятник нельзя.
- Важно понимать, что Перовский работал на созидание и сближение народов, а другие губернаторы шли по линии разрушения наработанных связей и доверия, - поясняет историк. - Башкиры настолько любили Перовского, что говорили: «Наш Василий Алексеевич – второй по значимости человек после Магомета».
И несмотря на то, что Оренбург был русским городом, Караван-сарай почти сразу стал символом города, по сей день любимым местными жителями.
Важно, что именно в Караван-сарае 16 ноября 1917 года башкирское областное шуро провозгласило части территорий Оренбургской, Пермской, Самарской, Уфимской губерний автономной частью Российской республики — территориально-национальной автономией Башкурдистан. В тот же день шуро объявляет, что комплекс Караван-сарай принадлежит башкирскому народу. А уже 23 марта 1919 года башкирское правительство подписало соглашение с советской властью, в результате которого и образовалась БАССР
Сейчас, когда до 100-летнего юбилея республики осталось всего два года, в Башкортостане все активнее ведутся разговоры о том, что хорошо было бы вернуть историко-архитектурный памятник республике, хотя подобная тема не слишком приветствуется в Оренбурге.
- Мы не хотим форсировать этот вопрос и будем разговаривать с оренбургскими властями осторожно, - отметил Нурислам Калмантаев. – Нерешаемых задач нет, и глава Башкирии Рустэм Хамитов и губернатор Оренбургской области Юрий Берг, наверняка, будут беседовать и об этом. Тем более, что Башкирия регулярно выделяет деньги для ремонта комплекса.
Эксперт отметил, что уже сейчас историко-архитектурный памятник освобождается от разного рода учреждений. Башкирская сторона предлагает в будущем разместить на территории комплекса учебное заведение, где могли бы получать образование казахи, татары, башкиры и русские.
- В 1921 году там располагался башкирский педагогический техникум, и учились в нем мещеры, башкиры, тептяри, татары, - говорит ученый. - Сейчас было бы замечательно организовать там работу современного учебного заведения, с функционирующей мечетью. При этом комплекс продолжит жить и как туристический объект. Мы ведь не претендуем на владение Караван-сараем, а хотим работать совместно с оренбургскими властями.