Кибермошенники - циничные преступники, которые ничего не оставляют жертве
«Эффект гипноза в действиях мошенников присутствует»
- Единственное, что не поменялось, - главная цель: заставить жертву добровольно отдать деньги, - поясняет г-н Гузаиров. - Как правило, из-за страха, либо жадности, доверчивости или жалости. Это основные психологические приемы, которые используют мошенники.
Ежедневно в республике регистрируется 20-30 сообщений о мошенничестве, по которым возбуждаются уголовные дела. За сутки граждане Башкирии переводят преступникам в среднем от 5 до 15 млн рублей.
- Бывает, что эта сумма меньше, а может достигать и 40-50 млн рублей, - сетует Марат Ринатович. - Причем основная масса этих телефонных звонков делается из-за границы.
Деньги, которые отдают жители Башкирии, с большой вероятностью используются против нашей страны.
Как констатирует полицейский, «обычно люди в момент испуга и тревоги забывают про все на свете и, как под гипнозом, выполняют все инструкции».
- Дело в том, что все эти инструкции - так называемые скрипты — предварительно готовят для мошенников психологи, - поясняет он. - Поэтому можно сказать, что да, эффект гипноза в действиях мошенников присутствует.
По мнению Марата Гузаирова, реакция человека на такие звонки, как правило, не зависит от уровня его интеллектуального развития.
- Случается, что люди, не имеющие даже среднего образования, сразу понимают, что с ними говорят мошенники, и прекращают разговор, - уверен он. − И при этом недавно профессор, уважаемый человек лишился 4 млн руб. Может быть, он плохо был осведомлен о мошеннических схемах, как и другие люди, ставшие жертвами аферистов. Возможно, свою роль играет воспитание. Вот опять же, профессор — человек советской школы, который привык доверять людям. Таких людей - открытых, доверчивых - очень много, особенно среди представителей старшего поколения. Поэтому, когда им звонят и представляются сотрудниками полиции, они этому верят.
Полицейский уверен, что «основная проблема пострадавших граждан — в их доверчивости».
- Бывали случаи, когда жертвы не доверяли сотрудникам полиции, упорно продолжая класть деньги в банкомат и переводить на якобы безопасный счет, - вспоминает он. - Человек сотруднику полиции в форме заявлял, что он ненастоящий полицейский.
Г-н Гузаиров отмечвет, что считается, что на удочку мошенников попадаются эмоционально неустойчивые люди.
- Но ведь у каждого из нас, даже максимально терпеливых и спокойных, бывают стрессовые ситуации на работе или в личной жизни, - поясняет он. - Может так совпасть, что именно в этот момент, когда человек особенно подвержен психологической атаке прозвучит звонок мошенников.
Поэтому эксперт советует жителям Башкирии не доверять телефонным собеседникам и критически относиться к тому, что им говорят, особенно — если речь идет о деньгах.
«Если вы не совершали незаконных действий, вас не привлекут»
Сотрудник МВД по РБ напоминает, что «мошенники используют различные схемы, каждая из которых применяется для определенной аудитории».
- Есть так называемые массовые обзвоны, когда звонят всем подряд, а есть схемы с обзвоном тех, у кого могут быть банковские карты или банковский счет, - рассказывает он. - Больше всего людей попадает в ловушки, когда им звонят якобы сотрудники банка или полицейские. Жертвы таких схем - люди в возрасте от 40 до 60 лет. Это самая страшная, самая опасная схема мошенников, при использовании которой они наносят наибольший ущерб нашим гражданам. Мошенники представляются сотрудниками банков, сотрудниками правоохранительных органов, сотрудниками госуслуг, сотрудниками многофункционального центра - и все это может быть как отдельно, так и вместе, в связке. Они как будто сопровождают свою жертву. Они ловят жертву, сообщая, что счета человека в опасности. Либо говорят, что он совершил перевод экстремистам, и его могут привлечь за госизмену. Вот это основные схемы, из-за которых граждане теряют деньги.
Как объясняет Марат Гузаиров, «человек не прерывает звонок, потому что лжеполицейский сразу же предупреждает его: разговор строго конфиденциальный, разглашение его деталей также повлечет уголовное наказание».
− Пользуясь случаем, хотел бы сразу предупредить читателей: вас никто никогда не посадит в тюрьму и не привлечет к уголовной ответственности, если вы кому-то перескажете какой-либо телефонный разговор, - сообщает он. - За это уголовная ответственность не предусмотрена. И если вы лично не совершали каких-то противозаконных действий, не финансировали террористов, у вас не было такого умысла, то вам также не о чем беспокоиться. Вас не привлекут к уголовной ответственности. Вы должны запомнить главное: самый безопасный счет — это именно ваш личный счет, который вы лично открывали в отделении банка и вам известны его реквизиты.
«Основные суммы, которые похищают мошенники, это — кредитные средства»
По словам Марата Гузаирова, люди, ставшие жертвами мошенников по требованию телефонных собеседников, снимали деньги, шли к банкомату и переводили их на счет, который им сообщили неизвестные люди.
- Кажется, что людям, у которых нет сбережений опасаться нечего, но это не так, - уверяет полицейский. − Есть такое заблуждение у людей, которые думают, что «ну, это не про меня, у меня ничего нет, на банковской карте 500 рублей осталось, как бы до зарплаты дотянуть». Но основные суммы, которые похищают мошенники, это в основном — кредитные средства.
Как объясняет страж порядка, «сейчас информационные технологии позволяют в пару кликов на своем мобильном устройстве оформить онлайн-кредит на значительные суммы — на миллионы».
- Если вы уже человек трудоспособного возраста, у каждого сейчас есть банковский счет, банковская карта, даже уже школьники расплачиваются банковской картой в магазинах, - перечисляет Марат Ринатович. - Формируется кредитная история. Даже если человек не брал кредитов, но получает на карту зарплату или стипендию, банк может ему выдать кредит. То есть он может нажать на кнопку и получить кредит, и для этого не обязательно ходить в банк, заключать договор. Достаточно того, что вы когда-то пришли с паспортом в банк и получили банковскую карту. Этим и пользуются мошенники, когда заставляют людей оформлять кредиты.
Марат Гузаиров уверяет, что «эта схема - одна из самых новых, которые используются мошенниками».
- С осени прошлого года она немножко усложнилась, поскольку все уже знают, как мошенники звонят, представляясь сотрудниками банка, - информирует он. - И вот буквально в течение двух месяцев используется дополненная схема: теперь звонят от лица сотового оператора, говорят, что срок действия вашей sim-карты истекает и интересуются, будете ли вы продлевать тарифный план? Из 10 человек один может клюнуть на это, потому что немногие знают, что срок действия sim-карт бессрочный.
Как рассказывает начальник отдела уголовного розыска МВД по РБ, «если человек говорит, что согласен, его просят назвать код из смс-сообщения».
- Человек делает это, не читая само сообщение, в котором говорится, что этот код конфиденциален, он необходим для восстановления учетной записи, допустим, на сайте госуслуг, - поясняет он. − Как только злоумышленники получают этот код, один из них получает доступ к личному кабинету жертвы на Госуслугах. Другая необходимая информация о вас уже есть в их базе - надо просто это усвоить, что секретов в цифровом мире нет. Есть такая уловка, она до сих пор продолжает действовать: когда жертву называют по фамилии, имени и отчеству, называют дату рождения и место регистрации, даже, возможно, номер СНИЛС и паспорта, жертва начинает верить, что говорит с сотрудником банка или полиции. Но это большое заблуждение. Названный код — это все равно, что подпись, которую человек поставил на белом листе бумаги.
«Человек может не знать об оформленных кредитах, пока не заморозят его счета»
Полицейский сетует, что «на этом листе теперь можно написать все что угодно, и это будет удостоверено подписью».
− Через госуслуги можно оформить множество микрозаймов - опять же парой кликов, - объясняет он. - Личный профиль на сайте госуслуг легитимен в интернете. Это ваша личность в интернете, официально подтвержденная государством. И если поступает заявка, подтвержденная личным кабинетом госуслуг, в ста процентов случаев микрофинансовые организации одобрят микрозайм — так называемые деньги до зарплаты. Мошенник просто называет номер карты, на которую зачисляются деньги. Таких микрозаймов за час можно набрать сотни.
Марат Гузаиров переживает, что «человек может не знать о них до тех пока, пока к нему ни придет судебный пристав или письмо из банка о заморозке счета».
- И тогда выяснится, что с него взыскивают деньги коллекторские агентства, - говорит он. - Заявления такого рода в полицию поступают ежедневно. Когда начинаешь опрашивать потерпевших, они говорят, что никто им не звонил, данные они никому не сообщали. И спустя продолжительное время вспоминают — ну, например, девушка готовила еду, ей позвонили, она просто сообщила код, думая, что продлевает sim-карту, и забыла об этом. А мошенники оформили микрозаймы, полностью скомпрометировав ее профиль на госуслугах. А через час звонок может быть звонок той же жертве, и другой голос говорит: мы из Центробанка, вы знаете, что ваш личный кабинет на госуслугах взломан? Это тоже происходит ежедневно. Человек пытается войти, он видит, что его действительно взломали. Тут ему говорят, что его банковские счета в опасности, на него сейчас пытаются оформить кредит - и пошло-поехало.
Марат Ринатович также отмечает, что в личном кабинете на госуслугах у многих людей указано чуть ли не все нажитое имущество: сведения о недвижимости, оформленной на себя и детей, о машине, о детях...
— Это самые циничные преступники, которые, как пожар, ничего не оставляют жертве, - констатирует он. - И еще при этом заставляют получать кредиты. В банковских учреждениях не получить кредит так же просто, как в микрофинансовых организациях. Человек должен прийти лично или дополнительно подтвердить заявку. Опять же на номер телефона жертвы придет sms-сообщение, а мошенники говорят, что это кто-то пытается оформить на жертву кредит. Это вызывает чувство тревоги, и человек начинает действовать по указке мошенников.
Главное, по его словам, что нужно сделать в такой ситуации — позвонить в банк и сообщить о возможном мошенничестве со счетами. Попросить заблокировать карту, заморозить счет, человеку стоит заявить, что он не предпринимал никаких действий с финансами.
− Если вы не можете войти в личный кабинет на Госуслугах, нужно как можно скорее бежать в многофункциональный центр и восстановить доступ к учетной записи, - советует г-н Гузаиров. — Это делается максимально быстро.
Марат Гузаиров пригласил всех в телеграмм-канал https://t.me/bashmoshki, который рассказывает о кибермошенничествах.