Эксперт: «Несмотря на опасения, искусственный интеллект не поработит человека»
- Зачастую пароли хранят в общедоступных местах, это создает угрозу для пользователя, - объясняет эксперт. - Ну, и есть истории, когда человеку звонят и он, не проверяя информацию, выполняет инструкции - здесь нужна, наверное, какая-то практика или психологическая устойчивость к ситуациям такого рода. Нужно поговорить с детьми, объяснить бабушкам и дедушкам, что делать в таких случаях. Рассказывать о новых видах электронного мошенничества, чтобы они были к этому готовы.
Динар Шарафутдинов уверен, что вопреки опасениям фантастов, искусственный интеллект не поработит человека.
— Это философский вопрос, на мой взгляд, - считает он. - Думаю, надо исходить, из того, что у нас есть система, которая держит эту сферу под контролем. И с каждым годом эта система обучается, становится совершеннее — я имею в виду людей и инструменты, которыми они располагают. Я считаю, что наша страна готова и к различного рода хакерским атакам и взломам.
Чтобы поддерживать эту безопасность на высоком уровне, башкирское минцифры работает с кадрами для цифровой экономики.
— Это и взаимодействие с компаниями, и поддержка специалистов в сфере IT, - рассказал замсминистра. - Сейчас в Башкирии субсидируют процентную ставку по ипотеке для таких сотрудников, прорабатывается программа по грантовой поддержке для компаний, которые готовы производить нужные республике продукты. Кадры — это основная проблема, которая стоит перед отраслью. Квалицированным специалистам нужно платить зарплаты соответствующего уровня, потому что конкуренция за них достаточно высока.
Между тем, Башкирия входит в десятку регионов России, где наиболее успешно идет цифровизация государственных услуг. Речь идет о цифровой трансформации в целом — а ее оценивают по различным показателям.
- В их число входит оцифровка госуслуг, которыми мы с вами - и даже бабушки, и дедушки - каждый день пользуемся, - говорит Динар Данилович. - Политика страны направлена на то, чтобы граждане могли решать как можно больше вопросов именно через Госуслуги. Зарегистрироваться и пользоваться сервисами сейчас намного проще, чем несколько лет назад — можно быстро получить доступ по электронной почте или с помощью сотового телефона.
Помимо госуслуг цифровизация произошла в различных сферах жизни жителей Башкирии.
- За это короткое время республика смогла оцифровать достаточно большое число госуслуг и создать приложения и интернет-ресурсы, позволяющие упростить повседневную жизнь граждан, - поясняет эксперт. - Например, созданы городские сервисы, которые помогают отслеживать маршруты общественного транспорта, получать информацию о каких-то изменениях в работе муниципальных служб, следить за движением автобусов. Различные истории, связанные с земельными и имущественными отношениями, когда гражданину больше не нужно идти в МФЦ, а еще раньше - в администрацию района или в минземимущество, за каким-либо документом. Сейчас можно подать заявку, не покидая дома и вовремя получить результат.
В цифровом формате работает Росреестр, предпринимателям стало значительно проще получить земельный участок без торгов под инвестпроекты.
- Электронное голосование также невозможно без цифровизации, - объясняет Динар Шарафутдинов. - Благодаря активности граждан республики, которые активно регистрируются на Госуслугах, число избирателей, готовых голосовать «в цифре», увеличивается.
При регистрации на Госуслугах граждане автоматически получают дополнительные возможности. Например, значительно упрощается процесс получения услуг, предоставляемых ФНС, от выписок до налогового декларирования. Таким образом цифровизация проникает во все сферы жизни.
- Конечно, это удобно, - полагает замруководителя башкирского «цифрового» ведомства. - Мы со своей стороны активно популяризируем эту историю с цифровизацией и с госуслугами. Но и люди сами это понимают и делятся опытом со знакомыми. Рассказывают, что с помощью цифровизации можно намного быстрее решить вопрос, при этом не выходя из дома, не подвергая себя риску заразиться какими-то вирусными инфекциями. Именно после начала пандемии коронавируса число людей, которые пользуются интернет-услугами, резко увеличилось.
По мнению г-на Шарафутдинова, «ковид создал условия, при которых людям пришлось переходить на цифровые форматы».
- И в то же время пандемия простимулировала развитие новых сервисов, - комментирует он. - В тех условиях они стали чрезвычайно востребованными, чтобы граждане не почувствовали себя ущемленными в правах.
Единственная сфера, где цифровизация пока оценивается неоднозначно, - образование.
- Как папа троих сыновей, могу сказать, что все должно быть сбалансировано, - полагает чиновник. - Дистанционное обучение совершенно точно применять надо. Но при этом живое общение с учителями, социализация в классе - оно не должны уходить на второй план. Здесь важно соблюсти баланс — но саму технологию использовать необходимо.
Как человек, работающий с информационными технологиями, Динар Шарафутдинов все же считает, что, несмотря на всю привлекательность цифры, полностью погружаться в онлайн не стоит.
- Прежде всего важно оставаться человеком — живым и счастливым, - полагает он. - Жизнь гораздо богаче и интереснее того, что есть в гаджетах.