Арт-объект

Уфимский букинист: «Мы против, чтобы книги размещали на стенах в ресторанах»

13.10.2025
Башкирия занимает одну из ведущих ролей в букинистической сфере России. По словам букиниста и писателя Ярославны Богатенкиной, пишущей под псевдонимом Ярославна Богат, это стало особенно заметно на состоявшейся в Уфе международной ярмарке «Китап-Байрам», «где букинистам выделили почетное место».

- У нас было чудесное событие – в третий раз благодаря главе республики состоялась замечательная ярмарка «Китап-байрам», одна из лучших в России, - рассказывает Ярославна Олеговна. - Лучше, наверное, только в Петербурге – там другой масштаб. И в этом году нам, букинистам, выделили почетное место, мы стояли самыми первыми.

По ее мнению, букинисты и должны быть первыми, потому что только что вышедшая из печати книга продержится на полке в книжном магазине ровно столько, сколько позволит ее рейтинг.

- А букинисты способны продлить книге жизнь на многие, многие годы, - объясняет Ярославна Богат. - Мы способны найти для нее читателя, мы способны полностью восстановить эту книгу, рассказать о ее ценности. В книжном магазине вам максимум скажут, что вот эта книга – про любовь, возьмите почитать. А мы можем рассказать историю самой книги. О том, что она досталась кому-то от отца или даже от самого автора. О том, как мы ее восстанавливали. И тогда у людей просыпается гораздо больший интерес к книге.

Писательница признается, что ей всегда было интересно читать книги, работать с книгами и писать книги.

- Я с детства писала и хотела, чтобы моя жизнь была связана с книгами, - рассказала она. - Мне казалось, что это одна из самых интересных сфер. У меня есть внутренний диалог с книгами, мы друг друга понимаем, иногда мы друг с другом ругаемся. 

Букинист заявляет, что она «против того, чтобы книги в качестве декоративных элементов размещали в ресторанах и в кафе». 

— Это выглядит красиво, но для людей, которые любят книги это такая боль, - сетует она. - Я очень плохо отношусь к тому, когда что-то ставят на книги, когда на них есть следы от бутербродов или чашек с чаем. Я не люблю, когда загибают уголки. Я не понимаю этот тренд среди молодежи на подчеркивание, надписывание в книгах.

История книги может быть действительно очень увлекательной. Например, восстановление одной из книг из 20-томника Толстого заняло у уфимских букинистов несколько месяцев.

- Проблема была в том, что в одном томе не хватало страниц, - вспоминает г-жа Богатенкина. - Мы, не имея оборудования, не имея ни приспособлений, станков, распечатав текст на обычном принтере, состаривали бумагу, держали ее под определенными температурами, чтобы она выглядела точно так же, как старые страницы.

С работой справились, и книга заняла свое место в коллекции владельца. Хотя профессионал сможет определить, что страницы восстановлены, это не так важно, «ведь задача была не подменить издание, а всего лишь восстановить его».

- Книга точно не умрет, пока есть хотя бы один человек, который ее читает, - уверена букинист.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС Ревнуете ли вы своих супругов к кому-то из коллег по работе?

Результаты