Литпродюсер Юлия Зайцева: «Романы Иванова продаются всю жизнь»

«13 лет Иванова не хотели публиковать»
Юлия превратила управление правами на произведения Алексея Иванова в эффективный бизнес. И сегодня Алексей стал одним из самых успешных отечественных писателей с двумя десятками книг в портфеле, десятком экранизаций, верной командой, персональными стендами на книжных ярмарках и единственной в стране собственной сетью дистрибуции. О работе с Ивановым Юлия рассказала во время общения с читателями в центре «Артерия». Наш корреспондент побывала на встрече и узнала, о чем уфимцы говорили с гостями.
- Юля написала книгу "Корпорацию не нагнёшь" и стала популярна, как автор. Не возникает ли ревность? Может быть, когда вы идёте по улице, люди хотят сфотографироваться с Юлей, а не с вами? – задали вопрос Иванову.
- У меня никакой ревности нет. Мы с Юлей друг другу не конкуренты. Я рад за Юлин успех. Да и даже если бы были конкуренты, я бы Юле уступил место. Я вообще, как автор, - не ревнивый. То есть мне кажется, что места хватит всем и незачем толкаться локтями, топтать друг друга. Если кто-то это делает, то от собственных комплексов неполноценности, но у меня такого комплекса нет.
- На самом деле мы с самого начала понимаем, что мы вместе и у нас общее дело, - добавляет Юля. - И даже если я сейчас пишу свои книги, а это же не только "Корпорация", но и серия путеводителей "Путешествовать с Алексеем Ивановым", и другие книги. Все мои проекты вокруг одной и той же ёлки - Алексея Иванова. И все они также продвигают и Алексея. Кроме того, мы понимаем, что, чем выше позиция каждого из нас, тем выше и позиция Алексея. Алексей все время радуется моим успехам. Более того, когда я где-то выступила, кто-то ко мне подошёл, и я это потом Алексею рассказываю, он может на следующий день подойти и сказать: "расскажи мне ещё, как тебя похвалили". То есть ему это очень приятно всегда слышать, поэтому ревности никакой нет.
- Юля, вы уже 20 лет работаете вместе с Алексеем. Как познакомились и как сформулировали для себя книжное продюсирование?
- В книге "Корпорацию не нагнешь" я в начале об этом говорю в нескольких главах. На самом деле фактическое и творческое знакомство началось практически одновременно. Алексей опубликовал в 2005 год книги "Общага-на-Крови", "Географ глобус пропил", "Сердце пармы". Они вышли почти одновременно, потому что 13 лет лежали в столе и их никто не хотел публиковать.
По словам Юлии, «так новая звезда русской литературы вдруг народилась на столичном горизонте».
- И все стали предлагать Алексею публикации, фотосессии. Playboy, Maxim, "Афиша", "Русский Newsweek", "Эксперт" - все стали везти на Урал журналистов, чтобы увидеть Иванова. Никем незнанный на Урале, он стал звездой столичной литературы. Один знакомый мне сказал, что нужно бросать все и заниматься только Алексеем Ивановым. В тот момент мы проводили фестиваль "Сердце пармы", на котором я познакомилась с Алексеем, и он мне предложил стать продюсером фильма "Хребет России". Я бросила все свои проекты и стала работать с Ивановым. А в процессе работы над фильмом Алексей предложил мне занять место его московского литературного агента, и с тех пор мы 20 лет работаем вместе.
«В ТСЖ мы сами не ходим»
- Алексей часто подчёркивает, что не занимается бытовыми делами, а только творчеством. А где у писателя происходит калибровка с обществом, чтобы чувствовали нерв?
- В ТСЖ мы сами не ходим, мы действительно делегируем какие-то вещи. Причём очень-очень давно уже, лет 20 назад Иванов делегировал мне, а я буквально год с этим пожила и уже лет 19 делегирую другому человеку, - объясняет Юля. - Поэтому у нас все комфортно. Когда Алексей написал "Ненастье", многие говорили, что есть ощущение, что он был в Афгане. Сегодня в интервью спрашивали Алексея, как он описывает сообщества лесорубов. Дело в том, что сейчас все сами обо всем рассказывают - в соцсетях есть чаты, клубы. И когда Алексей, например, конструировал язык афганцев, он просто читал чаты, сообщества афганцев. Там есть определённые языковые конструкции и все прочее. То есть сейчас все это видно в интернете, в соцсетях, и это все можно набирать и не обязательно ездить с блокнотиком в троллейбусе и записывать речь.
- Почему никто из писателей не скопирует вашу схему работы, ведь вы её не скрываете много лет?
- Я думаю, они очень жадные, потому что продюсер стоит дорого. А Иванов 20 лет назад уже решил поделиться, - шутит Юля. - Я не знаю, если честно. Я действительно везде об этом говорю, меня приглашают читать лекции и вести онлайн-вебинары, веду и канал в telegram "Рукописи горят", где обо всем этом рассказываю. Я знаю, что даже очень успешные писатели завидуют Иванову в том плане, что у него есть личный продюсер. Что им мешает? Очень трудно получить такой уровень доверия. В книге "Корпорацию на нагнешь" я рассказываю о том, как все началось в нашей с Алексеем Ивановым бизнес-биографии. И два года это было трагическое начало и трагическая биография, когда нам приходилось не доверять друг другу и проходить через воровство, обман, кидалово и все прочее. Очень трудно поверить, что это биография человека из культуры. Поэтому книга - профессиональный триллер.
По словам продюсера, они с Алексеем «прошли все это за два года и достигли абсолютного доверия во всем».
- То есть я могу принимать решение о том, заключать или не заключать многомиллионные контракты. Иванов мне доверяет все банковские истории, счета. И так почти с самого начала было. Для многих авторов, думаю, проблема именно в этом. Проблема не в том, чтобы заплатить какие-то там 30 процентов или ещё сколько-то, а чтобы прямо все доверить. А если ты полностью не доверил, получается, ты все равно все контролируешь. И все решения остаются на тебе, и ты себя ничем не обезопасил. Все говорят, мол, как нам найти сейчас такого продюсера? Но они видят меня, матёрого продюсера через 20 лет, а Иванов-то увидел Юлю Зайцеву, которая была преподавателем университета на факультете журналистики, ей 20 с чем-то лет, и она не знает ничего о книжном рынке. Я только-только что-то начала понимать в пиаре и никаких денег у меня не было. Я ездила на "семёрке" и вообще не имела никаких связей в Москве. То есть это тоже было неочевидное решение, но Алексей просто на него смело пошёл.
«Продюсер - это производитель вакуума»
- Вы считаетесь первым книжным продюсером. В какой момент поняли, что не просто литературный агент, а книжный продюсер, да еще и первый в России?
- А вот давайте Иванова спросим, потому что у него до меня был литературный агент, а потом появился книжный продюсер. В чем разница для тебя? - спрашивает Юлия.
- Дело в том, что профессия писателя в современном мире более сложная, нежели просто написание текстов. Литературный агент занимается тем, что пристраивает тексты писателя в издательство, "продаёт" писателя. И не более того. А литературный продюсер относится к писателю и его произведениям как к проекту. Все, что писатель придумывает, он превращает в проекты. И вообще даже сама стратегия писательского существования превращается в проект. Упрощённо говоря, надо прилично одеваться, фильтровать свои отношения с прессой, планировать поездки. Кроме того, я люблю заниматься книгами нон-фикшен, а это всегда предполагает экспедиции, сбор материала. И это все тоже надо организовать. И вот всеми этими большими делами занимается продюсер.
- Я в своей книге говорю о том, что продюсер - это производитель вакуума. То есть он делает все, чтобы писатель решал только творческие вопросы в тишине, а агент просто заключал договоры. Агент существенно в жизни ничего не меняет, лишь помогает заключить договор с издательством. Не выстраивает никакие стратегии, - уточняет Юля. - Ещё одно определение, которое я даю в своей книге, продюсер - это сервис для писателя. Если резюмировать, продюсер ещё, наверное, дороже намного и комфортнее.
- Например, у меня многие произведения экранизируются и снимаются фильмы, и киношники постоянно дёргают. "А что вы про это скажете, а что про это скажете? Приезжайте, посмотрите". А мне совершенно неинтересен кинематографический процесс. Мне кино смотреть интересно, а участвовать в этом - нисколько неинтересно. И вот вместо меня на съёмки едет Юля. Она все смотрит, она меня прекрасно знает и говорит: "Иванов бы сказал сделать так, Иванов бы сказал снять так". То есть она меня полностью подменяет и экономит мне огромное количество времени и нервов. Все это время я могу потратить на написание следующих романов.
- Насколько сейчас актуально утверждение, что у Иванова топовый гонорар за тексты и финансово некуда расти? Кто ещё сейчас на рынке российской литературы тоже упёрся в "потолок"?
- Актуальная тема, да. Я в своей книге говорю о том, что я выращиваю рынок, - замечает Юля. - Меня спрашивают, почему ты так открыто говоришь про все гонорары и стоимость контрактов. Я говорю, потому что мне нужно, чтобы другие писатели понимали, что с компаний, с издательств можно получать больше. Роман Иванова с учетом разных способов использования - экранизация, печать, аудио, электронка - приносит десятки миллионов рублей. И он продаётся всю жизнь - мы передаём лицензии в издательство.
Юлия не скрывает: «в какой-то момент мы поняли, что мы в космосе и у нас уже очень высокие цены».
- Не то чтобы нам не хватает, но в игре всегда хочется все больше и больше фишек набирать. Поэтому я стала все говорить открыто, и я этим занимаюсь системно уже несколько лет в интервью, в своей онлайн-школе для того, чтобы нам расти дальше. И я заметила, что за несколько лет писательский рынок вырос. Гонорары в несколько раз выросли. Это даёт нам возможность двигаться вперёд. Есть писатели, которые приблизились к Иванову, я не буду их называть, потому что они несколько лет назад уехали и сейчас опять откатились в этих гонорарах.
- Есть такое наблюдение, что миллиардеры бывают только там, где есть миллионеры, - улыбается Иванов. - Юля говорит обо всем открыто для того, чтобы было больше миллионеров, и для того, чтобы я стал миллиардером.
«Кино всегда привлекает новую аудиторию»
- Можно сказать, что у вас уже есть своя вселенная. То есть произведения, конечно, не полностью продолжают друг друга, но какие-то черты узнаваемые в вашем творчестве есть. "Вегетация" в этой вселенной или она особняком для вас стоит?
- Если говорить про вселенную напрямую, то в бизнесе книжном франшиза сейчас выстраивается вокруг романа "Пищеблок". Наверняка будет франшиза вокруг романа "Вегетация", - замечает Юлия. - Просто он совсем недавно вышел. Когда вышел "Пищеблок", первый и второй сезон, мы с Алексеем увидели, что на площадках тех, кто пишет продолжение, несколько сотен продолжений романа возникло. Потом мы увидели в соцсетях косплей, когда молодёжь одевалась в пионеров-вампиры, вся эта яркая символика. И мы решили это движение возглавить и продали франшизу издательству и сказали, мол, давайте Иванов не будет писать продолжение, но возглавьте тех, кто пишет эти продолжения. И вышло продолжение "Пищеблока" Анны Прониной. Это такой второй сезон "Пищеблока" в книжной форме. Я думаю, что сейчас этот проект будет развиваться, потому что мы ещё сейчас на другие форматы заключаем договоры по "Пищеблоку".
- Насколько кинообложки книг помогают лучше продавать книгу?
- Это реально помогает, потому что они привлекают. Кино всегда привлекает новую аудиторию. И если, допустим, выходит фильм, издательство в идеале должно позаботиться об этом. Это называется мультифейсинг. То есть, когда книга во всех книжных выложена не просто на полке, а когда читатель заходит в магазин, а в это время как раз идёт премьера, и он просто видит стену "Пищеблоков" с главными героями на обложке. Тогда происходит коннект, и люди начинают покупать книгу. Разумеется, появляется аудитория новая, начинается свежая жизнь книги. Это такой апгрейд популярности книги.
По мнению Юлии, «книги Иванова - всегда лонгселлеры».
- Но, когда выходит фильм, книга, вышедшая даже 15 лет назад, переводится заново в статус новинки, потому что идет огромный всплеск. Так что такие обложки помогают. Более того, я даже в контрактах с киношниками на экранизации пишу, что они обязаны нам предоставить приоритетное право на кинообложку заранее. Кроме того, книги Алексея мы не только с кинообложкой выпускаем. В книге "Общага-на-Крови" в конце есть развёрнутое интервью с актёрами, фотографии. В книге "Географ глобус пропил" были некоторые варианты с кинообложкой, а некоторые с фото со съёмок. Одним словом, это очень важно. И также я, например, бьюсь за то, что, когда фильм начинается, надпись "Сердце пармы" по роману Алексея Иванова была выполнена гигантскими золотыми горящими буквами в самом начале блокбастера. Разумеется, я за это бьюсь в договорах с киношниками.
- Появляется все больше литературных клубов. Я знаю, что у вас есть свой литературный клуб в онлайн-формате. Почему люди вдруг решили объединяться, чтобы обсуждать книги?
- Мы с Алексеем в декабре открыли книжный клуб во "Вконтакте" на моей странице. Провели уже шесть встреч. Там мы с Алексеем обсуждаем книги. Это такой непринуждённый разговор. Мы к нему не готовимся специально, потому что это наш образ жизни. Мы получаем огромное удовольствие. Почему нам это интересно? Я тоже в своей книге "Корпорацию не нагнёшь" написала главу "Писатель без фокус-группы". Рассказываю о том, что писателям не хватает обстоятельных длинных разговоров о своих книгах.
По мнению продюсера, «у журналистов свой формат, определённый пул вопросов, а поговорить без хронометража на любые темы, спокойно об этом порассуждать - этого не хватает».
- И мне кажется, что для нас с Алексеем книжный клуб, где сам писатель с продюсером разговаривает о своих книгах, это отдушина и развлечение. Кстати, мы провели книжный клуб вместе с уфимцем Олегом Чегадаевым. В Уфе мы, конечно, воспользовались такой возможностью и попросили Олега, амбассадора Уральских гор, встретиться с Ивановым, амбассадором Урала. Мы прекрасно зажигали в Посольстве Уральских гор.
«Я до сих пор многое делаю на слабо»
- Кем мечтали быть в детстве?
- Сначала я увлекалась математикой и думала, буду инженером- программистом. Это была новая, нарождающаяся профессия в моём советском детстве. Еще я всю жизнь мечтала стать профессиональным спортсменом, занималась разными видами спорта и везде доходила до какого-то уровня. А в профессиональную лигу таланта не хватало. Дальше всего я продвинулась в шахматах, играла за сборную, на каком-то чемпионате России вошла в десятку, но это все тоже не то. В старших классах я полюбила литературу и пошла на филологический факультет. Я не представляла, кем буду после этого факультета - в школу пойду преподавать либо ещё что-то делать. Просто мои родители, я думаю, старались об этом не спрашивать, а я старалась об этом не думать. Я получала удовольствие, анализируя на лекциях произведения. В итоге меня пригласили в аспирантуру, я стала преподавать в университете, защитила диссертацию по литературе, а затем в Россию пришло направление пиарщика. Работа с текстами оказалась очень важной в современном мире. А потом я встретила Иванова, и мне досталась должность, о которой мечтают миллионы девушек. Но эту должность мы вместе с Алексеем постепенно под меня эксклюзивно и создали.
- Вы производите впечатление очень азартного человека. В юности часто делали что-то на слабо?
- Я до сих пор многое делаю на слабо. Более того, как только сделаю что-то на слабо, сразу думаю, что бы мне дальше сделать на слабо. Я это делаю в спорте, плаванием занимаюсь, прошла Ликийскую тропу одна - 540 километров - с рюкзаком. В прошлом году я проплыла с моим тренером марафон 180 километров за пять дней кролем. Осенью я проехала 1500 километров через всю Южную Корею на велосипеде. Это был у меня соло-поход. Это постоянное "на слабо" в спорте и в каких-то путешествиях действительно меня качает, заводит. Это основа моей жизни и моей профессиональной жизни, потому что я начинаю постоянно вокруг Иванова придумывать новые проекты, развивать сеть дистрибуции, магазины на маркетплейсах, новые стратегии. Начинаю думать о франшизах, объединять разные издательства вокруг одних проектов. Это тоже все на самом деле на слабо, но для себя, скорее всего. То есть я каждый раз не уверена, получится или нет.
- Многие ваши приёмы стали хрестоматийными. А вы изначально делали это по наитию или где-то подсматривали?
- Я вообще все делаю по наитию. Двадцать лет назад я пошла получать второе высшее образование в Санкт-Петербурге на факультет журналистики, специальность pr. А тогда пиар только начинался, мало кто из людей знал, что это такое. Тогда появлялись первые учебники, первые pr-службы в гигантских концернах. Это был 2004-2005 год. Ассоциация пиарщиков только формировалась, и я после первой сессии и первых учебников поняла, что пиар - это я. В плане, что это мой характер.
Юлия призналась, что «изначально просто не знала, что это называется пиаром».
- Я изучила правила в первом семестре и поняла, что дальше мне все понятно. Я автоматически что-то сдавала и куда-то ходила, но я уже поняла, как это работает, потому что это во мне было. С тех пор я не прочитала ни одного учебника, не ходила ни на какие курсы. И даже сейчас я веду какие-то лекции и рассказываю о каких-то возможностях продвижения, и меня спрашивают, где вы это прочитали? Я говорю, что я это не прочитала, я это сделала. И я задним числом начинаю анализировать опыт, определять какие-то шаги и рассказывать об этом моим слушателям, потому что, когда я это делаю, я об этом не думаю. Алексей устроен как писатель и видит мир как писатель. А я вижу мир как систему, но не только pr-проектов, а вообще проектов.
«Не прислушивайтесь к мнению критиков»
- Можно ли качественно и хорошо пиарить то, во что не веришь всем сердцем?
- Мне кажется, можно, потому что это все-таки определённый набор технологий и техник, которые можно применить и сделать конфетку не только из того, что ты не любишь, но и из того, что не любят все остальные. И за какое-то время люди начнут это любить. Во многом наше телевидение сейчас с этой ролью успешно справляется. Но если ты не веришь и если ты этим не живёшь, не гордишься тем, что становится главным приложением твоих pr-усилий, то 20 лет ты не продержишься. А короткий проект сделать можно. С Ивановым это для меня уже не работа, не профессия, а образ жизни.
- Какие признаки профессионализма писателя вы бы выделили?
- Вопрос, конечно, в качестве текста. Но, как правило, все-таки писатель сам не может оценить, - рассуждает Юля. - Графоман любой, например, считает, что он великий писатель и его незаслуженно не замечают и игнорируют. Поэтому вопрос качества текста выносим за скобки, это уж как повезёт. Есть целые жанры, где можно стать звездой, не будучи звездой в плане языка. Это, например, юношеские направления, где тебя могут сделать кумиром, но ты при этом обладаешь посредственным языком, зато попал в какую-то аудиторию. Мне кажется, чтобы понять, что вы будете профессиональным писателем, нужно быть готовым к поражениям, понимать, что вы эти поражения будете переживать одно за одним. И мы с Алексеем совсем не такие счастливчики, что мы прошли по острию. "Корпорацию не нагнёшь" - это просто триллер. Сериал в жанре триллера, где и разборки, расследования, и все прочее.
По словам продюсера, они с Ивановым сейчас в таком статусе потому, что «преодолевали поражение за поражением».
- И если ты хочешь стать профессиональным писателем, к сожалению, тебе придётся это делать. Если ты хочешь стать профессиональным писателем, ты должен понимать, что если у тебя нет продюсера, то тебе придётся заниматься не только писательством. Если ты среднего уровня, то можешь попасть в редакцию и за тебя будут делать пиар и всю стратегию. Но если ты хочешь быть в топе популярности и в плане финансов, то тебе нужно самому без остановки заниматься всегда будет и пиаром, и стратегиями, и активностями. И не факт, что у тебя получится.
Ещё, по мнению Зайцевой, «важно не слушать критику».
- В моей книге есть раздел, который называется "Некритическая масса". Название уже и есть ответ. Я рассказываю и привожу конкретные кейсы, почему ведущие российские критики не читают ваши книги, пишут все по аннотациям, говорят, что сюжеты провисают. Я объясняю, почему у меня такая убеждённость на основе двадцатилетнего опыта. Если хотите стать профессиональным писателем, не прислушивайтесь к мнению критиков, не позволяйте сбить себя с пути.