Валерий Гергиев пообещал Уфе гастроли Большого и Мариинского театров

Башопера/Татьяна Ломовская
Смена репертуара
Уфа стала площадкой XXIV Московского Пасхального фестиваля, вернувшегося в столицу Башкирии в прошлом году после длительного перерыва. Впервые Валерий Гергиев выступал на уфимской сцене в рамках X Пасхального фестиваля еще в 2011 году по приглашению нынешнего худрука Башоперы Аскара Абдразакова, занимавшего в то время пост министра культуры Башкирии. В 2024 году маэстро Гергиев пообещал впредь не проезжать мимо Уфы со своим фестивалем - и слово своё сдержал.
Башкирская столица вошла в число 25 российских городов, где в этом году проходят концерты Пасхального фестиваля. Стартовав в середине апреля в Большом театре, фестиваль, посвященный двум знаменательным датам - 80-летию Победы и 185-летию со дня рождения Петра Чайковского, - завершится 9 мая на Поклонной горе в Москве и в Большом зале Московской консерватории. Впервые в рамках фестиваля в городах тура выступает объединённый симфонический оркестр Большого и Мариинского театров под управлением Валерия Гергиева.
За 24 фестивальных дня музыкантам предстояло преодолеть более двадцати тысяч километров пути: от Москвы до регионов Сибири, Урала и юга России. В масштабные фестивальные туры уже много лет музыканты ездят по специальному графику на чартерном Пасхальном поезде - настоящем отеле на колёсах с несколькими ресторанами и душевыми вагонами, позволяющими не тратить время и деньги на гостиницы и оперативно перемещаться по стране. Во всех городах тура фестивальные концерты пользуются ажиотажным спросом, ведь одно имя маэстро Гергиева на афишах - это уже гарантированные аншлаги, даже если неизвестно, что именно будет звучать.
В Уфе билеты раскупили за считанные дни. За удовольствие оказаться в этот день в партере Башоперы нужно было выложить от 10 до 12 тысяч рублей. Зато последние ряды галерки были доступны всего за 500 рублей. В фойе зрителям бесплатно раздавали буклетики, которые публика охотно разбирала, предполагая, что найдёт там программу концерта. Однако кроме общих сведений о фестивале и логотипов спонсоров в них ничего не обнаружилось. Как выяснилось, программки искать было в принципе бесполезно. Ведь, как признались музыканты, во время фестиваля им случалось выходить на сцену, не зная, что именно они будут играть. Решение, что исполнять, маэстро может принять уже на сцене, и, говорят, нередко это совсем не то произведение, ноты которого стоят на пюпитрах. То есть оркестрантам надо помнить наизусть огромное количество произведений и быть готовым к неожиданной смене репертуара. Понятно, что на такие подвиги способны только самые выдающиеся музыканты, и именно они входят в так называемый "гергиевский" состав оркестра, который есть в Мариинском театре.
В Большом театре, который Валерий Абисалович возглавил год назад, такой состав только складывается, и там, несомненно, окажутся лучшие из лучших. В Мариинке таким суперпрофессионалам платят повышенные гонорары. Впрочем, и оркестранты Большого театра зарабатывают неплохо. Например, по данным журнала Forbes, в конце 2024 года они, как и другие творческие работники, подучили новогоднюю премию - по девять окладов, что составило от 800 тысяч рублей и выше. Понятно, что такая информация не предназначена для широкой публики и явно раздражает маэстро Гергиева, которого журналисты ещё упрекают в том, что за год его директорства в Большом театре там уже трижды поднимали цены на билеты. Самый дорогие билеты на вечерний спектакль стоят 50 тысяч рублей. В общем с прессой у маэстро весьма сложные отношения: в Уфе, например, журналистов вообще было решено "не приглашать", и в итоге на концерт попали только самые настойчивые представители СМИ.
«С Уфой сложились замечательные отношения»
Симфоническая программа фестиваля во всех городах разная. В Уфе она включала произведения Моцарта, Римского-Корсакова, Дебюсси, Равеля, Бруха, Стравинского и Чайковского. Только вот Чайковский, чьи произведения по идее должны были бы занимать значительную часть программы, раз фестиваль приурочен к его юбилею, был представлен только лишь "Вальсом цветов" из балета "Щелкунчик", исполненном на бис. Но прежде на сцену поднялся глава Башкирии Радий Хабиров. Вручив Гергиеву роскошный букет бордовых роз, он поблагодарил маэстро и музыкантов "за волшебный вечер музыки".
- Так сложилось, что прошлый год для культурной жизни Уфы был особенным. Уфа приняла эстафету Московского Пасхального фестиваля - и вот уже XXIV фестиваль проходит в Уфе. Для нас это одно из ярких культурных событий, - отметил Радий Хабиров. - Республика очень признательна вам, Валерий Абисалович, за поддержку инициативы труппы нашего театра оперы и балета выступать на исторической сцене Большого театра. Балет "Рахманинов. Симфония длиною в жизнь", который недавно прошёл в Москве, был очень хорошо встречен. Спасибо вам за эту поддержку, для нас это огромная честь.
Кроме слов благодарности глава Башкирии отметил двух музыкантов Мариинского театра - виолончелиста Олега Сендецкого и альтиста Юрия Афонькина, присвоив им звание заслуженных артистов Башкирии. Валерий Гергиев в свою очередь выразил уверенность, что сотрудничество с Башкирией будет продолжено и выйдет на новый уровень.
- У нас сложились замечательные отношения, которые будут развиваться не только здесь, в гостеприимной столице Башкортостана, но и в Москве, и в Петербурге, - заявил Гергиев. - И впереди, как мне кажется, гораздо более смелые проекты, которые будут объединять усилия многих регионов России. И в нашем культурном поле будет создан специальный проект для Москвы. У нас есть регионы, где филиалы Мариинского и Большого театров и такие дружеские связи, как наши, уже установившиеся, очень радуют.
Валерий Гергиев посетовал, что «в нулевые мы, может быть, потеряли какое-то время».
- Но вот сейчас мы по-настоящему выстроили отношения, за что я хочу поблагодарить главу республики, потому что не всегда это усилия одной стороны. Это именно совместные усилия, которые дают большой результат. Мы покажем на этой сцене спектакли из Москвы и Санкт-Петербурга. Может быть, не завтра, но покажем.
Валерий Гергиев также отметил, что Башкирский театр оперы и балета и в дальнейшем будет иметь возможность показывать свои лучшие спектакли на исторической сцене Большого театра. А ещё напомнил, что Мариинский театр принимал Госоркестр Башкирии в прошлом году.
- И оркестр ваш уже выступал в зале Мариинского театра. Наше сотрудничество с Башкортостаном будет развиваться более динамично, чем до этого - я в этом убеждён. Мне кажется, это правильное направление, которое мы выбрали. У нас впереди - динамичное развитие, новые спектакли и яркие премьеры, - подытожил Гергиев.
Напомним, во время прошлогоднего фестиваля глава республики присвоил маэстро звание народный артист Башкирии. 2 мая Гергиеву исполнился 71 год, и отмечал день рождения он на сцене концертного зала "Зарядье". В исполнении того же состава объединённых оркестров, который выступал в Уфе, музыканты исполнили торжественную Восьмую симфонию Антона Брукнера.