Арт-объект

Лариса Голубкина: «Нужно думать не только о возрасте, но и мечтах, которые спрятаны где-то глубоко»

01.04.2025 Юлия ЛЕЖЕНЬ
В московском храме Святителя Николая Чудотворца простились с Ларисой Голубкиной. Звезда «Гусарской баллады» умерла на 86-м году жизни от онкологии. В 2012 году уфимским поклонникам творчества актрисы посчастливилось услышать воспоминания Голубкиной и романсы в ее исполнении на сцене Шаляпинского зала Уфимского института искусств. Артистка уверяла: чтобы не стареть, «нужно обязательно чувствовать внутри энергию, силу, молодость».

«В 22 размер головы и талии у меня был одинаковый»

 

Последние десять лет Лариса Голубкина прожила в элитном подмосковном пансионате администрации президента «Сосны» на Николиной Горе, где занимала двухместный номер люкс за 12 тысяч рублей в сутки. У Голубкиной было два вида рака и болезнь Паркинсона. Беспокоила ее и старая травма ноги. Скончалась она 22 марта в московском хосписе, куда её перевели в январе. Похоронили Ларису Голубкину на Троекуровском кладбище.

На счету актрисы не более 20-ти картин, а помнят ее по яркому дебюту – картине Рязанова «Гусарская баллада», в которой Голубкина сыграла Шурочку, переодетую в корнета Азарова. Другими заметными работами в кино стали картины «Дайте жалобную книгу» и «Трое в лодке», где Лариса Ивановна сыграла вместе с супругом Андреем Мироновым.

13 лет назад Лариса Ивановна появилась на сцене Шаляпинского зала Уфимской академии искусств с песней «Давным-давно» из своего дебютного фильма «Гусарская баллада». И рассказ о творчестве начала со своей первой и самой известной до сих пор роли. 

- Костюм корнета Азарова я не снимала целыми днями - разве что не спала в нем, - вспоминала Лариса Ивановна. - Все это я делала для того, чтобы лучше вжиться в роль, почувствовать себя мужчиной в мундире. Начав играть в «Гусарской балладе», я носилась по площадке, полная энергии. Подумать только: размер шапки и талии у меня тогда был одинаков — 56 сантиметров!

Энергия била ключом еще и потому, что юной актрисе доставались похвалы маститых профи.

- Игорь Ильинский, исполнявший роль Кутузова, сделал мне комплимент: «О, какая молодец, какой напор», - улыбалась артистка. - И тогда я чувствовала, как за спиной вырастают крылья, как появляется желание отдаваться роли все больше и больше.

А на съемочной площадке девушка вдоволь наездилась верхом.

- Когда начались съемки, снег был по колено, - рассказывала Голубкина. - И мы туда-сюда разъезжали на лошадях — никогда этого не забуду. А вечерами после съемок мы все частенько собирались и пели. Неплохим вокалистом оказался и Эльдар Александрович — как раз от него я впервые услышала романс «О бедном гусаре», который вошел в мой репертуар.

Актриса отмечала, что модно переснимать популярные ленты прошлых лет, но сама она ничего плохого в этом не видит.

- И наша картина так давно создавалась, что новая версия получилась бы совсем другой - слишком много времени прошло. Да и потом, лично со мной от этого ничего не случится: в конце концов, не обязательно сегодняшняя трактовка киноленты будет плохой.

Голубкина не разделяла мнения, что у сегодняшних актеров очень низкий профессиональный уровень.

- И раньше были и хорошие артисты, и плохие, - уверяла она. - Если уж сравнивать, то подход к профессии: у нас он был намного серьезнее. Еще в институтах нас навсегда выучили красиво говорить, стоять, поворачивать голову — всему придавалась большая значимость, ведь публичность нагружает ответственностью.

 

«Мать Миронова приняла меня на удивление хорошо»

 

Встреча с актрисой неслучайно прошла на сцене Шаляпинского зала - актриса много пела для уфимцев. Исполняя свои любимые романсы, Голубкина каждый из них талантливо обыгрывала.

- Несмотря на то, что у меня диплом актрисы музыкального театра, я всегда боялась петь в опере, поэтому и не пошла туда, - признавалась она. - Просто у меня всегда была повышенная критичность к себе: казалось, я не так пою, не так дышу, не так стою на сцене.

Исполнять со сцены популярные в то время мелодии Лариса Голубкина начала в 70-х.

- Но однажды я встретила пианиста Давида Ашкенази, - вспоминала она. - Именно под его аккомпанемент я начала петь романсы и очень их полюбила. Помню, как на одном из концертов в Ленинграде он придумал поставить меня между двумя роялями, выехавшими на транспортере. А Клавдия Шульженко, которая тоже участвовала в представлении, стояла за кулисами и недоумевала: зачем этой девчонке целых два рояля! На тот момент Клавдия Ивановна уже 25 лет работала с Борисом Мандрусом, но после этого случая вдруг перешла к Ашкенази. Так, Давид Ашкенази параллельно с нами обеими работал года три. Но уже в 1974 году в Сочи я повстречала Бориса Яковлевича и предложила работать в паре — так мы поменялись с Шульженко аккомпаниаторами.

На уфимском вечере Лариса Ивановна исполнила «свой любимый, пусть немного грустный, но чем-то милый» романс Дунаевского «Все, как прежде».

- Удивительно складывалась моя судьба с исполнением как раз романсов, - вспоминала она. - Я их не решалась петь: там были слова, которые я даже вслух произнести стеснялась.

С возрастом смущение прошло, появилось осознание, что «настала та самая пора для романсов». Но и в почтенном возрасте артистка задавалась вопросом: а можно ли женщине за шестьдесят петь «про это». Видимо, это было некоторое кокетство, потому что кинодива ответила на свой же вопрос очередным романсом «Не уезжай ты, мой голубчик».

После исполнения на актрису нахлынули романтические воспоминания, и она рассказала о своих отношениях со своим знаменитым супругом Андреем Мироновым.

- Когда мы с Андрюшей познакомились, ему был 21 год, а мне — 22, - делилась актриса. - И он решил меня познакомить со своими родителями. Но его мама актриса Мария Владимировна считалась очень суровой женщиной.

Как вспоминала Голубкина, у девушек, которые звонили Андрею, она вызывала страх, выпытывая имя и фамилию.

- А вот меня, на удивление, приняли очень неплохо, я стала часто бывать в гостях у семейства Мироновых. Впервые в качестве такой званой гостьи я пришла на день рождение Марии Владимировны в 1964 году. Что примечательно - у них в доме никогда не было актеров: только писатели, сценаристы, кинорежиссеры, композиторы.

 

«Многие актрисы с возрастом начинают молодиться»

 

Последние годы активной творческой деятельности артистка с легкостью совмещала работу в театре и встречи со зрителями.

- Я играю в антрепризе «Пигмалион», постоянно работаю в Театре российской армии, в основном специализируюсь на пьесах Островского, - рассказывала она. - Многие актрисы с возрастом нервничают и начинают молодиться. Например, Людмила Касаткина всегда хотела играть роли только молодых персонажей.

Актриса отмечала, что ее реальный возраст не расходился со сценическим.

- Ведь моложе 25-летней девочки выглядеть невозможно, и мне кажется, это нормальным: во всяком возрасте своя прелесть. Взять, к примеру, любой сегодняшний фильм — там ведь все девочки одинаковые. У каждой глаза подведены стрелками, поголовно у всех — пухлые губы. Но я думаю, все это проходящее, поэтому не принимаю подобные вещи близко к сердцу.

Голубкина признавалась уфимцам, что комплекса по поводу возраста у нее нет и никогда не было.

- Все же видят, что мне как раз пятьдесят с плюсом, - кокетливо смеялась тогда 72-летняя актриса. - И мне хочется донести до людей моего возраста, что нужно думать не только о здоровье, хотя и о нем тоже, но и собственных мечтах, которые спрятаны где-то глубоко. Только просто сидя дома на диване, конечно, никакие мечты не сбудутся, поэтому даже после шестидесяти нужно работать над собой и учиться новому.

Артистка уверяла: чтобы не стареть, «нужно обязательно чувствовать внутри энергию, силу, молодость».

- Конечно, хорошо в таком возрасте не бедствовать. Но я знаю много людей, у которых шикарные дома и куча денег, а они лежат дома и смотрят ту же передачу, что и мы с вами - «Пусть говорят». Советую выключать телевизоры и включать мозги, те, что еще остались в таком возрасте. А что, мозг тоже стареет, - рассуждала Лариса Ивановна. - Вот все советуют учить по стихотворению в день. Да без проблем: выучил, а потом однажды разом все забыл.

Гостья рассмешила преимущественно дамскую аудиторию своими точными замечаниями о женском характере.

- Вот все мы покупаем то, что нам совсем не нужно - лишь бы было, - самокритично замечала артистка. - Но я со всей решимостью каждую весну практически опустошаю квартиру - выбрасываю все ненужное, а потом хожу по магазинам, борюсь сама с собой, но все равно что-то покупаю.

Звезда сцены выражала большую озабоченность по поводу того, что на всех культурных и массовых мероприятиях видела только женщин.

- Ученые говорят, что к 2050 году на Земле будет огромное количество людей старше 50-60 лет. В нашей стране это, очевидно, будут одни женщины, - сетовала актриса. - Несмотря на то, что во время спектакля в зал смотреть нельзя, я в последнее время часто поглядываю — мужчин можно по пальцам пересчитать.

Безынициативность сильного пола не просто расстраивала, а возмущала Голубкину.

- Женщины почему-то успевают все: родить, воспитать, накормить. Да еще всегда оказываются на каком-то культурном мероприятии в отличной форме. Остается нас, женщин, с этим только поздравить.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС Звонили ли вам телефонные мошенники?

Результаты

Где купить электроавтомобиль в СПб? Смотрите актуальные предложения.