Продюсер студии «Муха»: «Этот мир супергероев был в Башкирии на самом деле»
.jpg)
«Звездой у нас был Виталий Мухаметзянов»
- Очень приятно общаться с такой звездой, с человеком, который делает мультфильмы.
- Осталось посмотреть, где здесь звезда, про кого вы говорите. Наверное, это не совсем про меня. Звездой был у нас Виталий Мухаметзянов - ныне покойный создатель студии. А я всего лишь продолжатель, надеюсь, его дела, местоблюститель. И в том доме, который Виталий создал, просто продолжаю жить, потому что не хочется больше ничем другим заниматься. Чем с Виталием занимались - тем и продолжаем. Меняются поколения ребят, но дело, которое мы любим, оно живет.
- Как уфимская студия «Муха» стала такой знаменитой - единственная на постсоветском пространстве? Наверное, аниматоры были и в других городах.
- Справедливости ради надо сказать, что очень крутых студий в России много, и студия «Муха» - не самая первая среди них. Есть крутейшая анимационная студия «Воронеж». И в Москве, и в Питере есть. А так - чтобы в областных, республиканских городах, столицах были студии с таким прошлым и с таким интересным портфолио - не так много. И, пожалуй, справедливым будет сказать, что студия «Муха» - единственная, которая занимается и компьютерной графикой для кино, и анимацией, и сериальными мультфильмами, и компьютерными играми.
- И выросло целое поколение на комиксах «Мухи».
- Да, начинали с комиксов. То есть, если любая студия в тех городах, которые я называл, это, скорее, бизнес, то в нашем случае - это не бизнес, это дом для тех людей, которые любят рисовать, которые любят сидеть и зарабатывать на жизнь, делая компьютерную графику, игры или еще что-то подобное. То, что сейчас называется креативными индустриями.
- Целые поколения советских людей воспитали советские мультфильмы. Сейчас же таких мультиков нет у детей.
- Полагаю, нужно зайти на «Кинопоиск» и посмотреть детские фильмы или то, на какие кинофильмы, сказки идут в кинотеатры. Наверное, все-таки что-то есть. В любом случае два или три поколения выросли на работах великого российского продюсера Сергея Михайловича Сельянова - франшиза «Три богатыря», например. Сколько с 2004-го года, слава богу, идет и не кончается, и страна смотрит. То есть все-таки некая культура детской анимации существует. Может быть, не такая чудесная и волшебная, как было в советские времена. Но люди стараются, что-то делают, и мы в том числе.
- Именно в последние годы «Муха» выстреливает, создавая такие крупные анимационные ленты, как «Северный амуры», работая с «Союзмультфильмом». Это заслуга чья – ваша, художников, властей, времени?
- Наша, властей, времени, художников. То есть до того, как делать «Северных амуров» - мы же не на пустом месте этот проект начали, - были проекты полнометражных мультфильмов. «Северные амуры» у нас третий или четвертый проект полнометражного мультфильма. Но предыдущие, так или иначе, мы делали под чьим-то художественным давлением. То есть, даже если мы находили какую-то свою идею, то те люди, которые давали деньги, уже потом вмешивались и в сценарий, и во все на свете. Это не цензура, но некое продюсерское руководство, в результате которого получалось не то, что придумывали мы, а то, что придумывает тот, кто дает деньги.
«Северных амуров» я до сих пор пересматриваю»
- А как происходило при создании «Северных амуров»?
- В случае с «Северными амурами» - это тот самый пример, когда мы сделали, как хотели, как считали нужным. Не было никакого давления. Была оглашена тема - вот и был живой интерес. Мы даже назвали главу республики нашим генеральным продюсером - это было совершенно искренне. Многие вещи в студии были бы немыслимы, если бы Радий Хабиров не высказал свой живой интерес. Впервые властям стала интересна студия, которая много лет была на виду, но теперь мы пригодились здесь - у себя дома. И я этот мультфильм до сих пор пересматриваю. И обнаруживаю новые и новые слои какие-то, на которые я не обращал внимания при первых просмотрах - то, что режиссер Руслан Тавабилов туда вложил. И всем, у кого рука дотянется до телевизора, онлайн-кинотеатра или интернета - советую найти этот мультик и тоже посмотреть, пересмотреть, обнаружить много для себя интересного.
По словам г-на Абдрахманова, «когда начали копать - погрузились очень глубоко в эту тему».
- С историком Рамилем Рахимовым мы познакомились на этом проекте. Он не то что консультировал, а просто пришел на студию, стал рассказывать про Северных амуров. Мы всей студией сели, замерли, очень долго его слушали и просили еще рассказать, потому что настолько глубоко знающий, понимающий. И в результате его рассказа мы уже вместе с ним придумывали цепочку событий. И, что самое интересное, все ключевые события, которые кажутся фантастическими или еще какими-то, - были в реальности. Например, когда царский гонец приехал с указом царицы в наши края и башкир не нашел, потому что они в это время с саранчой воевали. Рамиль Насибуллович показывал нам этот документ, эту историческую справку. И когда наши герои на веревке тянут на корабле шведов, которых в плен взяли на озере, - эти события были во время войны со шведами, когда башкирские товарищи взяли в плен шведов именно на озере. И то, что Наполеона чуть в плен не взяли у нас в мультфильме - оно так и было. Башкиры гоняли Наполеона, ловили его: может быть, не до такой степени до него добрались, но тем не менее там без пяти минут его поймали. Поэтому все ключевые моменты, которые кажутся фантастической историей – они действительно были. Нам Рамиль Насибуллович очень много таких интересных историй рассказал.
- То есть в обществе существует какой-то запрос на башкирских героев?
- За все общество отвечать не могу. У меня существует, потому что я понимаю, что вот этот мир супергероев - он здесь и был на самом деле. И во все времена - и во времена Великой Отечественной, во времена Гражданской войны - все, что здесь в Уфе происходило, достойно книг и кино. Детям интересно то, что им показывают. Вот им показывают Человека-паука - и им это будет интересно. Если перестать показывать - они забудут про него. То есть это всего лишь навсего идет некое – не знаю, целенаправленно или нет - культурное давление.
По мнению продюсера, сейчас ситуация меняется.
- Если обратили внимание, на новогодних кинопоказах не было никаких проектов параллельного импорта. Были отечественные фильмы, в основном это «Последний богатырь», «Волшебник Изумрудного города» - вот это все. То есть, понятное дело, что это было про цинизм, лоббизм, отечественные продукты. Но они же миллиарды собрали. То есть я считаю, что это давление со стороны государства, интерес отечественного производителя делать на своей элементной базе контент - он в итоге, наверное, приведет, что человечки-пауки забудутся, в прах рассыпятся.
«Теперь Уфа присутствует в «Союзмультфильме»
- Почему новым проектом студии «Муха» стал мультфильм «Петрушка»?
- История давняя. Виталий Мухаметзянов еще живой был. Она начиналась с книги «Синдром Петрушки». То есть был бесконечно интересен этот персонаж, и начинали придумывать, что-то рисовать, что-то сочинять много лет назад. И толчком еще был для меня великолепный художник, наш ведущий художник студии Алексей Мотавин. В своей записной книжечке нарисовал целый цикл картинок волшебных удивительных, из которых уже осязаемые черты эта мечта приобрела. Писали сценарий и искали возможность реализовать этот мультфильм. И уже в позапрошлом году созрели и впервые от имени нашей студии подали заявку на грант в Фонд кино. В позапрошлом году дошли до очного питчинга, получили много баллов за сценарий. Ну что-то, видимо, было не так. Мы грант не получили, но, не унывая, продолжили эту историю.
В качестве союзников студия «Муха» привлекла «Союзмультфильм».
- Как известно, наши добрые друзья - это директор «Союзмультфильма» Борис Машковцев. Он неоднократно приезжал в Уфу. В нашей студии он как личность глубоко симпатичен. Талантливый продюсер. И он с большим интересом отнесся к этому проекту. И, несомненно, еще была очень мощная и полезная история - нас поддержала сенатор Лилия Гумерова. Радий Хабиров написал письмо поддержки в Фонд кино лично от себя. И, наверное, впервые в истории региональной компании такой крупный проект.
По словам Артура Абдрахманова, пусть хотя и небольшой, но грант студия получила и сейчас стартует с новым проектом.
- Сценарий наш, образы сейчас разрабатываются. Сценарий написал мой очень хороший друг и соратник Олег Батухтин, выходец студии «Муха», который писал сценарии для «Северных амуров» и для ряда других проектов. Его сценарий получил очень высокую оценку сценарной комиссии в Фонде кино. И благодаря тому, что случилась вот эта история, наш проект был оценен Фондом кино - вот этим очень мощным экспертным советом. Результат оценки - пусть и не в том размере, в котором планировали, но грант получили.
Продюсер «Мухи» считает, что это «уже само по себе удивительное событие».
- И совместное желание с Борисом Машковцевым заниматься этим проектом вылилось в то, что Борис пригласил сделать нам на территории «Союзмультфильма» фронт-офис. И с января у нас там появилось представительство - мы будем заниматься не только этим проектом. Есть мечта и желание создать некую воронку, чтобы наши люди сидели в Москве и крупные фирмы, большие объемы компьютерной графики приезжали к нам сюда, в Уфу, чтобы в титрах были наши уфимские ребята, чтобы платились налоги здесь.
- Чтобы студия «Муха» жила и процветала.
- Совершенно верно. Здесь - дом, где мы их любим и где мы привыкли жить, чтобы ребята могли заниматься сложнейшими и крупнейшими проектами. И сейчас мы их сюда протаскивает. Но раньше, чтобы развиваться и становиться волшебными специалистами, им надо было брать рюкзачок и ехать куда-нибудь в Москву или в Питер. Мы хотим сделать так, чтобы они могли стать крутейшими специалистами мирового уровня и работать здесь на больших проектах.