Михаил Шахназаров: «Надеюсь, что в России произойдет формирование новых элит»
«Автор в своего героя вкладывает частичку себя»
Стоит отметить, что, несмотря на прохладную погоду и дождь, зрителей было много и все активно общались, задавая вопросы Михаилу. В итоге беседа получилась очень насыщенной - о книгах, спорте, журналистике и многом другом.
- Обожаю осенние месяцы, обожаю дождь. Кстати, в дождь хорошо писать и вообще много можно чем заняться. Можно ликёрчика хорошего выпить в кресле качалке под пледом, можно фильм посмотреть, книгу почитать. Это осень здорового человека, а осень нездорового человека по-другому складывается, - журналист сразу настроился на позитивное общение с уфимскими зрителями.
- Как родилась идея написать книгу "История в стиле fine"?
- У меня уже была издана книга, которая была востребована в свое время, но опыт работы с издательством не сложился, и я на свои литературные опыты хотел, грубо говоря, плюнуть. Абсолютно случайно на одном из мероприятий встретил Олега Роя, мы разговорились о том, зачем писать, мол, издают все равно только Глуховского*, Быкова**, Улицкую*, Венедиктова** и всю эту шарагу. Олег дал мне телефон, по которому я позвонил, и очень оперативно все решилось. Обычно, когда сталкивался с издателями, это было так: "Ну да, мы посмотрим, почитаем, позвоним вам, ждите". И на каком-то этапе происходила загвоздка. А здесь, раз-два-три - и практически готово, книга вышла, начались презентации.
- Книга в большей степени о вас или о том, что вы подсмотрели?
- В большей степени обо мне и моих друзьях. На самом деле любой автор частичку себя вкладывает либо в главного героя, либо во второстепенного. Если посмотреть даже на произведения больших авторов, то можно их узнать. Многие авторы в этом сознаются. Да, там есть и я, и мои друзья. Что-то, конечно, придумано, но могу сказать, что в этом плане мне тяжело работать.
- А есть истории, которые хотелось опубликовать в этом сборнике, но они не вошли в книгу?
- Есть истории, которые хотелось бы опубликовать, но многие просто не поймут их и не примут, скажут, что это перебор. А причесывать их и прилизывать не хочется, потому что уже будет не та история, которую ты хотел донести до читателя. Допустим, в следующей книге будет история правдивая, которая произошла в Риге. В принципе, я и сам смеялся, когда эта ситуация произошла. В Ригу в начале 90-х годов товарищи из альтернативных бизнесу структур, скажем так, пригнали фуру. Где-то там водителя в Польше ссадили и пригнали фуру, которая была полна игрушек для взрослых. В то время только начинался переход от Советского союза к рыночной экономике. А ведь все, что было в фуре, надо было как-то продать. И вот это очень интересная, увлекательная история. Причем не пошлая, в ней ничего такого нет - она будет в новом сборнике рассказов.
По словам Татьяны Соловьевой, шеф-редактора издательства "Рипол-классик", Михаил пишет рассказы, несмотря на свой безумный график, программы, радиоэфиры, командировки и многие другие дела. Два раза в неделю Шахназаров присылает свои тексты Соловьевой и, как она отмечает, "через 10 минут спрашивает: "ну как?".
- Это у меня такая привычка отвратительная. То есть я вот сидел, старался, только вычитал второй раз и мне хочется быстрее так на клавишу нажать, я отправил и вдруг нет никакого отклика. И я тут же пишу: "ну как?". Ты не отвечаешь, не ценишь мой труд что ли?
«Слово пацана» вышло в странное время»
- Этой весной вы записали аудиоверсию книги "История в стиле fine". Как шла работа?
- Майские праздники, я думаю: а что дома сидеть, раз мы никуда с семьей не поехали. И вот каждое утро в майские праздники приезжал на улицу, что символично, Льва Толстого, где находится звукозаписывающая студия. Кстати, я мог записать и у себя на "Абзаце", у нас есть все возможности для того, чтобы записывать аудио хорошего качества, но я записал один рассказ и понял: если я не буду специально утром вставать, куда-то ехать, если меня не будут понуждать, то эта аудиокнига растянется надолго. И за четыре дня мы записали книгу. На мой взгляд, отработал я неплохо.
- Какого автора или какое произведение хотели бы еще записать?
- Я бы, наверное, записал Зощенко. У меня родители были в восторге от того, как читает Александр Филиппенко. Я его с детства не понимал, не мой актёр. Я бы хотел перечитать Зощенко назло Филиппенко.
- Выйдет вторая книга, а какие дальше планы?
- Дальше планы у нас такие. Десять лет назад был издан роман "Слева молот, справа серп". Вообще я его задумывал как трилогию, потому что там описываются 1980-е годы, период из жизни моих приятелей, которые старше меня на 10 лет. Эта история произошла в Риге, и это был самый смешной судебный процесс в истории советской Латвии. Судья прерывала заседания, чтобы пойти оторжаться и вернуться обратно. Роман был издан минимальным тиражом - две тысячи экземпляров. Хотелось бы этот роман дописать, причем дописать до нулевых годов.
- Обсуждалась возможность создания сериала по мотивам книги "История в стиле fine". Хотели бы в сериале сыграть главную роль?
- Я для главной роли в этом сериале, наверное, староват. Но кого-нибудь сыграть бы, наверное, хотел.
- А кого бы позвали на главную роль?
- Вопрос очень сложный. У меня к российским актёрам отношение своеобразное, даже не знаю, кого позвать.
- Иван Янковский?
- Я посмотрел сериал "Слово пацана". Могу сказать, что, на мой взгляд, он выпущен в странное время. Янковский там хорош, а вот в фильме "Чемпион" - не знаю...
- Смотрели сериал про маньяков, в котором снялся Янковский?
- Я не смотрю такие сериалы, насмотрелся достаточно. Но в "Слове пацана" он мне понравился, актёр хороший. И тем более если у него в сериале получилось хорошо, то и в нашем сериале получится.
- Как придумали образ поэта Ыыху Ибенпалу?
- Это было шесть-семь лет назад. Я ехал из Москвы в Ригу, куда мне отныне въезд запрещён. Я остановился в районе Пустошки на заправке и решил взять кофе. Отмотал уже 400 километров и подумал, что выпью кофе и поеду дальше. Когда пил кофе, подумал записать что-нибудь с эстонским акцентом. И записал ролик, что меня зовут Ыыху и что это месть кровожадным агрессорам. Забавный ролик, который я разместил. Буквально часа через полтора мне звонит мой товарищ из Риги Женя Сотиков, бывший директор Лаймы Вайкуле и прекрасный барабанщик. Он мне говорит: "Слушай, ну ты попал в образ, но зачем ты его так назвал?" Мол, надо было назвать Йухан. Но было уже поздно, я все сделал экспромтом.
«В Зеленском личности нет: клоун и есть клоун»
- Не так давно у вас прошёл концерт. Ведущие «Полного абзаца» - Елена Оя, Михаил Шахназаров, Александр Карлов и Павел Русский - вышли на сцену.
- Да, мы, четвёрка ведущих, решили выйти в оффлайн, дали концерт в московском клубе. Честно скажу, у нас была перед этим выступлением одна читка. Драматургия следующая: мы все обсуждаем как в эфире "Абзаца" вчетвером, потом идут сценки, стихи, пародия. В итоге два часа отработали на сцене. Овация была долгой, нас приняли хорошо. Но самое интересное, что директор клуба подошла к нам после выступления и предложила забить еще одну дату выступления. Уже запросы пошли, чтобы мы куда-то приехали и выступили. Но дело в том, что в этом представлении задействованы ведущие эфиров, а мы не можем уехать надолго, но будем пытаться совмещать выступления и работу свою непосредственную. У нас ведь эфиры все прямые. Есть, конечно, линейка записных передач, думаю, мы ее расширим.
Выручку от продаж билетов Михаил отправил на нужды СВО. Наталья Соловьева отметила, что Шахназаров скромничает и не говорит об этом.
- Я считаю это нормально, - коротко сказал Михаил. - Я бы хотел об одном человеке сказать, который многое делает для фронта, вы просто себе даже представить не можете, сколько. Это телеведущий Артём Шейнин. Он проводит сборы постоянно, это святой человек, правда. Артем ездит за ленточку, собирает там пожелания, свои деньги вкладывает в это. Я ему стараюсь помогать, он просто красавчик в этом отношении, умница. Я знаю многих людей, кто помогают СВО. Олег Рой - мой друг и известный писатель - очень многое делает для фронта. Я надеюсь, что в России произойдет формирование новых элит. Знаете, многие же люди современной элиты - это элита условная, просто название. А я верю в то, что формирование новых элит произойдёт из ребят молодых, любящих искренне родину, а не деньги, как представители элит нынешних.
- После отставки президента Украины Владимира Зеленского удастся добиться России нового президента Украины, который не будет против нашей страны?
- Я не думаю, что президент Украины может уйти в отставку, кроме одной, в которой ему могут помочь охранники из MI-6. Фигура же достаточно марионеточная. Ну, придёт другой на его место, ничего не изменится. Там личности нет: клоун и есть клоун.
- "Абзац медиа" существует около трех лет. За это время вы взрастили большое количество молодых и талантливых журналистов.
- Наше медиапространство мне напоминает крепость, в которой заняли оборону медиа, не допускающие людей талантливых и ярких до эфиров, до новых программ. Вот, допустим, Саша Карлов в своё время был звездой. Он работал на радио, вел эфиры, а потом решили: "А зачем нам Саша Карлов? Мы привезём кого-нибудь из Житомира, допустим, с Украины и пусть ведёт". В итоге Саша Карлов ведет сейчас "Утро" на "Звезде". Я предложил Саше работать в эфире нового "Абзаца". Он эту идею воспринял сначала так: "посмотрим, что получится", а сейчас он понимает, что это уже неотъемлемая часть его жизни. Благодаря "Абзацу" снова появилась узнаваемость. Маша Иваткина работала на "Царьграде", я ей просто предоставил другие форматы. Кроме программы "Гденьги" она ещё ведёт и эфиры. Тимофей Ермаков тоже делал шаги для того, чтобы стать ведущим. Он работал телевизионным продюсером, у него театральное образование. Тимофей сейчас тоже в топовых ведущих "Абзаца". Саша Русских, у которого были стриминговые истории. Елена Оя - очаровательная, прекрасный репортер. Елена работала в Высшей школе экономики, а я позвал ее к нам. Она не сказала сразу да, сказала: "Скорее всего, отвечу да". Будучи нашим человеком, приняла решение в пользу "Абзаца". Я считаю, что Лена - топ-ведущая. И таких ребят - масса. Вот ко мне сегодня подходили ребята из "Телешко", интервью брали. Возьми их на работу в 16 лет, дай им нормальных наставников - и они вырастут, но никому это не надо.
«Все книги по журналистике не заменят практику»
- А не хотели бы написать книгу нон-фикшн "Как воспитать молодых журналистов"?
- Нет, объясню почему. Все книги, которые написаны по журналистике, не заменят практику. Пока человек не сядет в эфир и не начнет работать, пока ты не начнешь ему после эфира объяснять, как не надо делать, ни одна книга тебя этому не научит. Да, ты можешь ее прочесть, да, ты можешь взять какие-то сведения, но те, кто писал эти книги, не всегда абсолютно правы. Я честно скажу, наверное, кого-то обижу, но я не знаю, зачем в Москве на протяжении долгих лет существует Институт литературы имени Горького. Если человеку дано быть ведущим, он будет ведущим. Просто его надо направить в нужную сторону и ему надо подсказывать. Но надо постоянно рядом быть, просматривать его эфиры, и он вырастет. А если он будет по книгам учиться, то почитает, а мы посмотрим, как он будет работать - получится у него или нет.
- А кто для вас является примером в этом отношении?
- Я рано начал смотреть "Кинопанораму", "Международную панораму". Меня всегда привлекали ведущие программы "В мире животных". То есть это люди, которые с любовью к своей профессии и к окружающему миру доносили до людей интересные факты. В плане международной повестки тоже было много людей. Тот же Фесуненко, который оказал большое влияние, или Капралов. Есть развлекательные ведущие. Я понимаю, что, скажем, у Нагиева своеобразная позиция, но он профессиональный ведущий, у него есть харизма, он может зацепить чем-то.
- Как относитесь к Владимиру Соловьёву?
- Это трудоголик, профессионал. Конкурирующая фирма, ё-моё. Вы болеете за "Динамо", а как к "Спартаку" относитесь?
- Как относитесь к тому, что в некоторых ведущих вузах России преподаватели говорят: "Да кому нужна эта победа? Вам нужна победа или колбаса на столе?". Когда наведут порядок в образовании и почему позволяют таким людям работать?
- Когда я был в Латвии, про нас говорили, что "русские в Латвии - больше русские, чем те, кто живут в России". Потому что мы постоянно были под прессом, а сейчас этот пресс вообще опускается уже все ниже и ниже и придавливает людей. Мы видели процессы, которые происходят в России и насколько они губительны для страны. Ельциноиды в 1991 году предали нас, русских Латвии, русских Литвы, Азербайджана, всех русских предали. Я видел, как работало российское посольство в те времена в Латвии. Оно занималось проблемами русских? Нет, оно приёмы устраивало или пьянки исключительно. Вот такое было отношение к русским.
Шахназаров обратил внимание на то, что происходит в течение 30 лет.
- Никто же не обращал внимания на то, что в магазинах продаётся литература исключительно выбранных авторов. Пример. Дмитрий Глуховский* тоже преподавал, куда-то его таскали. Я посмотрел его интервью с Козыревым*. Он не владеет русским языком, у него с пунктуацией проблемы и с орфографией, но его сделали писателем, назначили писателем. Люсю Улицкую* назначили великой писательницей, также назначают великих профессоров. Вот Тамара Эйдельман* сейчас говорит о том, что в Великую Отечественную войну положили массу солдат, над ветеранами издевались. Но никто не озаботился тем, чтобы отнять у неё звание заслуженного учителя Российской Федерации, никто этого не делает, потому что там, наверху, сидит команда, которая говорит "не, не, не, наших нельзя трогать". "Ну как, ну это же Тома, у неё же отец был профессором, он очень умный человек, и она умный человек. Как же лишать?"
«Преподавать не хочу - у меня нет образования»
Журналист вспомнил, как выступал в МГУ перед студентами, а потом они задавали вопросы.
- Встал один мальчик с факультета телевидения. Высокий, интересный, девчонкам нравится, но речь очень плохая. Говорил долго и суть вопроса была в том "какое вы имеете право, ведь Макаревич* и другие музыканты - это величины гениальные". Я его не стал унижать при девчонках, но мне хотелось сказать: "А что ты на этом факультете с таким знанием русского языка делаешь". Я его по-другому причесал. Ты понимаешь в чем дело: если для тебя Гребенщиков* и Макаревич - это гениальные авторы, то мне остается тебя только пожалеть и погладить. У меня ребёнку восемь лет, и он просит поставить другую музыку. Это непатриотично, но он вырастет с хорошим вкусом в отличие от тебя. Во-вторых, говорю, ты за границу поездил с родителями, посмотрел, а я там жил часто. В Германии, Норвегии, в Голландии я видел, как живут люди. Или в тех же Штатах, где мои друзья сейчас собирают манатки и уезжают из-за детей. Я достаточно расширенно ему ответил, он покраснел, девчонки немного похихикали. Или Кобаладзе, бывший разведчик, кстати, притащил в МГИМО Урганта. Его, правда, быстро сняли, но он начал там ещё духариться "я им покажу, ещё придёт время". Отменили вечер памяти Римаса Туминаса. Он проклинал русских, а все говорили, что он был в плохом состоянии. Где такое возможно?
- А вы бы хотели преподавать?
- Нет, преподавать не хочу, у меня нет образования для этого. Я считаю, что преподаватель должен владеть образованием. Допустим, какие-то факультативы провести по тому же ведению радио- и телепередач я бы вполне мог. Но преподавать - эту профессию надо любить. Ты должен с утра проснуться и понимать, что этот день посвятишь детям, что ты будешь с ними работать, передавать знания. Это не моё призвание точно. Может быть изредка я бы согласился вести семинары. Знаю, что многие мои коллеги ведут семинары. У меня есть друг, он достаточно молодой, моложе меня, профессор МГИМО. Причём он абсолютно наш человек, у него блестящее образование и знание языков. Это одарённый человек и преподавание - это его призвание, хотя у него есть ещё одна работа.
По мнению Шахназарова, «человек должен заниматься тем, что ему прежде всего нравится».
- Мы с командой создали "Абзац медиа" при небольших вложениях и стали заметными. Вложения, конечно, серьезные, но, допустим, я знаю, что если бы эти деньги доверили другим людям, то "Абзац медиа" бы не появился. Ну или была бы одна студия, а у нас 100 человек в редакции. Это все думают, что у нас только ведущие, а на самом деле редакция большая и у нас очень дружный коллектив. Я знаю, что некоторые редакции работают по принципу "разделяй и властвуй". То есть они грызут друг друга, стучат, доносят, скандалят, а у нас этого нет. Я всегда учу людей, что с людьми надо уметь разговаривать. Не умеешь разговаривать - нечего здесь делать. Звёздных замашек быть не должно. Были прецеденты, когда эти замашки появляются у людей и это видно, но у нас семья.
Журналист отмечает, что именно поэтому «Абзац медиа» - «успешный проект, который смотрит огромное количество людей».
- И это лучшее, что может быть, понимаете? Особенно учитывая тот факт, что на YouTube "Абзац" снесли 14 или 18 раз. А на канале, когда мы начинали, уже было 350 тысяч подписчиков. И вот они столько раз сносили, а мы все равно достигаем заметных результатов. Это какая-то энергетика ведущих, свой стиль нас делает такими. Когда идея с концертом появилась, Елена Оя сказала: "Миша, я боюсь, что это "ту мач" будет". А когда дали концерт, она сказала, что вообще не ожидала такого успеха, да и никто не ожидал. Мы знали, что нас примут, но что это будет настолько круто, не ожидали. И после концерта в гримерке я сказал: "Назовите мне хоть одно СМИ федеральное, которое может собрать такую банду и устроить такое шоу на два часа. Их нет".
«Знаю, что Уфа - хоккейный город»
- Хотели бы вывести "Абзац медиа" на федеральные телеканалы?
- Безусловно. У нас уже, в принципе, есть контент, который позволяет нам выходить в эфиры. Это будет не классическое телевидение, к которому многие привыкли. Но классическое телевидение, тем более у нас, по-моему, уходит в пике. На мой взгляд, его уже практически нет. Это мог бы быть утренний эфир, линейный, который можно было бы, наверное, растянуть до трех часов, эфир дневной линейный, выпуски новостей в режиме РБК, а также вечерний эфир, плюс записные программы. Вот, пожалуйста, и канал существует. Конечно, мы не можем рассчитывать на такие вливания, как Первый канал. Но мы и так показали эффективность на значительно меньшие суммы.
- За кого вы болеете в хоккее?
- Болею за нашу сборную, которая в нынешнем чемпионате мира не участвовала. Я знаю, что Уфа - хоккейный город, здесь хоккей любят и знают. Понимаете, в чем дело. Ну ладно, белорусы, конечно, там ни на что претендовать не могли, но отцепить сборную России по непонятным лично для меня причинам - это я считаю скотство. Причём вот опять же в прошлом году сборная Латвии берет третье место на чемпионате мира по хоккею. Ну, я знаю уровень латвийского хоккея, знаю всех ребят, кто тренирует, кто играет. Я понимаю, что это в лучшем случае восьмое место. В сезоне они после третьего места берут девятое. То есть им дали просто эту бронзу, которую они привезли в Ригу. Поэтому я болею за нашу сборную, за другую болеть не могу, хотя в детстве у меня был культ шведских защитников, я болел за шведов. Но я имею право - у меня прадед был шведом.
- А вы не хотели писать о хоккее больше, тем более что это популярная тема? В новом сборнике ведь будет затронута тема льда.
- Я бы мог написать о хоккее больше, но боюсь, там будет настолько весело, что многие даже не поймут. Расскажу один момент. Мне как-то позвонил продюсер и говорит, что будет ток-шоу, посвящённое закрытию "Дома-2". Я говорю: "О, туда с огнемётом надо ехать". Либо продюсер меня развести хотела, либо неправильно до меня донесла информацию. Я приезжаю и попадаю в какую-то историю. Все эти товарищи из "Дома-2" собрались и деваться уже некуда. Ведущие Ольга Бузова и Бородина. И вот там сидят эти ребята молодые с девчонками, были очень интересные пары, прям Голливуд. Он 1,90 см, она 1,85. И вот они сидят, и один парень мне говорит, мол, вы из старшего поколения с таким пренебрежением, вам не понять наше поколение. Я говорю: "Понимаешь, юноша, в 1983 году юношеский состав команды "Динамо Рига" приехал в город Горький, ныне Нижний Новгород. И вот мы садимся в автобус, бросаем баулы. Заходит в автобус представитель оргкомитета и говорит: "Друзья, к сожалению, я вынужден вас огорчить. В городе проходит всесоюзный семинар учителей по литературе, все гостиницы заняты. "Динамо Москва", "Крылья советов" прилетели раньше вас, поэтому вы будете жить в женском общежитии пединститута. Вся команда закричала, а тренер нам сказал заткнуться". У нас на баулах написано "Динамо Рига", и мы, когда выгружались из автобусов, слышали слова "заграница приехала" и подумали: "ну все, понеслась". Там было очень весело. Я говорю: "Понимаешь, юноша, турнир шёл неделю". То, что творилось в этом общежитии, вам надо очень много времени провести в "Доме-2", чтобы дотянуться до нашего уровня. Весь зал рухнул. Так что насчёт книг, конечно, только про эту поездку можно написать столько... Но скажут, ребят, что такого в Советском союзе быть не могло, а это было - и ещё как. Там было такое, что мне иногда вспоминать стыдно. О хоккее можно написать много интересного, но и много трагичных историй, к сожалению, тоже было. Из того состава "Динамо Рига", в котором мой крестный покойный Михаил Адамасов играл, много людей ушло очень и очень рано, талантливых хоккеистов. Ну, это алкоголь в основном был причиной.
«Третьяку в Риге попали шайбой в кадык»
- В рижском "Динамо" был талантливый хоккеист Виктор Хатулев, который закончил свою жизнь очень печально.
- Виктор в 39 лет умер на автобусной остановке на скамейке. Когда "Динамо Рига" была в одном из турне, за ним приехали скауты НХЛ. Он сидел в баре гостиницы, к нему подсели двое ребят в костюмах и говорят: "Самолёт в аэропорту, контракт миллион долларов, бонусы и так далее". Царствие небесное Виктору, пьяный был и сказал: "Я с мамой посоветуюсь и дам ответ". За соседним столиком сидели ребята тоже в строгих костюмах из КГБ. Вите закрыли въезд на три года. Хатулев был выдающимся хоккеистом с очень трагичной судьбой. Он Третьяку в Риге попал шайбой в кадык. Я был на этом матче, от синей линии шайба летела, а бороды тогда не было у вратарей. Его еле откачали на скорой помощи, потому что кадык запал.
- Как относитесь к деятельности тренера Виктора Тихонова?
- Я видел, как мой крестный выходил с тренировок, с игр. Стоял автобус, хоккеистам давали 15 минут на разговор с жёнами и с детьми. За это время ребята успевали выпить пиво, чтобы восстановить жидкость и их увозили на базу. Домой практически ребят не отпускали. Они жили постоянно на базах, жён не видели, семьи не видели. Я не считаю, что такие методы имеют место в спорте по одной простой причине: люди заканчивали свою карьеру в 29-30 лет, талантливейшие ребята-хоккеисты. Они просто были поломаны, у них потом была смена суставов тазобедренных с возрастом. Это потогонная система была, отдых три недели за год. Канадцы, американцы, шведы приезжали и говорили: "над вами просто издеваются". Безусловно, Тихонов неординарный тренер, но я знаю, какой ценой достигались эти победы.
- Как вы пришли к сотрудничеству с "Рубином Ялта"?
- Я очень рад, что у нас получился этот союз, мы будем его развивать. Причём мы не вкладываем деньги, мы - информационный спонсор. Я не люблю, когда эти земли называют "новые территории", потому что это наши территории. Просто это новые команды, новые ребята, новые лица. Я честно скажу, лучше буду болеть за "Рубин Ялту", чем за российскую Премьер-лигу, где в составе выходит восемь бразильцев. Поэтому считаю, что наша поддержка будет выгодна обеим сторонам. Мы будем заниматься популяризацией, пропагандировать хороший футбол, а они будут любить нас за это.
- Какой у вас посыл для нового поколения?
- Я не хочу скатиться в банальщину. Можно долгие разговоры вести о любви к родине. Я бы на месте этих девчонок и ребят обратил внимание на тех ребят, которые возвращаются с СВО. На рассказы этих ребят, на подвиги, чтобы сделать выводы, а не просто посмотреть и сказать "круто". Чтобы они поняли, за что идёт эта спецоперация, ведь у неё очень глубокие корни. Просто, к сожалению, многие об этих корнях глубоких сказать вслух не могут. Это битва на очищение. Если молодое поколение поймёт, за что воюют эти парни-герои, то в будущем все будет неплохо.
*включены минюстом РФ в реестр физлиц-иноагентов
**включены минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов