В Каповой пещере зафиксировали единственное изображение верблюда эпохи палеолита
«Наши предки облюбовали пещеру, когда начался ледниковый период»
По словам г-на Маликова, работа по признанию наскальной живописи пещеры объектами, представляющими ценность для всего мира, началась 10 лет назад.
- Приезжала миссия «Юнеско», члены которой осмотрели пещеру Шульган-Таш, - рассказал Фавзил Альферович. - Мы подали заявку, и пещера с ее наскальной живописью попала в предварительный список объектов всемирного культурного наследия. Ведь пещера Шульган-Таш - одна из немногих в Восточной Европе, где хорошо сохранились рисунки, выполненные людьми эпохи палеолита.
Г-н Маликов признает, что трудно поверить, что наши далекие предки были разумными людьми, способными создавать удивительную живопись.
- Рисунки сохранились, потому что были созданы в условиях вечной мерзлоты, а затем, когда началось потепление, по стенам пещеры стекала вода с растворенными в ней солями кальция, - рассказывает он. - Изображения оказались покрыты этими отложениями, как защитным стеклом, и поэтому сохранились. Миллиметровый слой кальцита нарастает за год, поэтому он был очень толстым. Когда мы начали очистку пещеры, то открыли ранее неизвестное изображение верблюда, которому более около 20 тысяч лет.
Как заявил директор историко-культурного музея-заповедника «Пещера Шульган-Таш», «это единственное изображение верблюда эпохи палеолита».
- Можно быть уверенными, что древние люди, жившие на территории Башкирии, были знакомы с этим животным, - сказал он. – А пещеру Шульган-Таш они выбрали для проживания, когда на Земле начался ледниковый период.
Для того, чтобы подготовить пещеру к заявке в «Юнеско», ее очистили от оставленных вандалами граффити за многие годы — для этого даже привлекли иностранных специалистов.
- Сделали для исследователей безопасные лестницы, установили мониторинговое оборудование, - перечисляет Фавзил Маликов. - Изучили опыт европейский и сделали все, что было необходимо. Смотрели, как были номинированы аналогичные объекты и готовили досье. Одним из требований всемирной организации было создание буферной зоны для сохранения рисунков — и оно было выполнено. Кроме этого, началось проектирование музейного комплекса.
Фавзил Маликов напомнил, что в Европе допуск людей в пещеры, где были обнаружены древние рисунки, закрыли для посещений, но при этом создали музейный комплекс с копиями наскальных изображений.
- Мы сделали то же самое, - пояснил он. - Привлекли лучших специалистов для создания копий наскальных изображений. Были созданы три панно с точными копиями рисунков, которые разместили во вновь построенном здании. По требованиям «Юнеско» также был создан музей-заповедник, сотрудники которого занимаются сохранением и изучением пещеры.
Рядом с музейным комплексом могут построить хороший отель
Как объяснил г-н Маликов, музейный комплекс построили за рекордные три с половиной года при полной поддержке главы Башкирии Радия Хабирова и сегодня пещера Шульган-Таш стала популярной не только у жителей Башкирии, но и туристов из соседних регионов.
- В Бурзянский район приезжают туристы из Нижнего Новгорода, Оренбурга, Магнитогорска, Челябинска, Екатеринбурга, Кургана, Москвы и Санкт-Петербурга, - перечисляет Фавзил Альферович. — Это раскрученный бренд: наш музей, природа и туристические сплавы. Недавно у нас была делегация из Узбекистана по обмену опытом. В этот день наш музей посетила тысяча человек. Пока это рекорд, проектная мощность у нас 600 человек.
Благодаря появлению музея пещеры «Шульган-Таш», здесь начала развиваться туристическая инфраструктура. Два года назад к музею проложили хороший асфальт вместо щебенки. Теперь в районе есть и устойчивая сотовая связь.
- Когда начали строить музей, глава Башкирии Радий Хабиров уговорил «Газпром» газифицировать эту местность, - пояснил г-н Маликов. - Ради музея по программе газификации туристических объектов начали эти работы, «Газпром» вложил около миллиарда рублей. В этом году газификация завершается, и благодаря музею газ проведут еще в семь деревень. Их жители раньше даже не мечтали об этом. Появилась и оптоволоконная интернет-связь.
Директор музея поясняет, что в правительстве РБ утвердили дорожную карту по развитию этой местности.
- Туроператоры отмечают, что после открытия музейного комплекса им стало намного легче продавать туры, - признается директор историко-культурного музея-заповедника «Пещера Шульган-Таш». — Это место стало привлекательным не только летом — туристы приезжают осенью и зимой, их привлекает музей. У нас проводят выездные мероприятия крупные организации, потому что в музее есть два конференц-зала на 150 и 50 мест. Днем заседания, а вечером — насыщенная культурная программа. Туроператоры организуют туры выходного дня. И с каждым годом появляются новые турбазы. Развитию турбизнеса также способствует господдержка — многие предприниматели получают субсидии на развитие бизнеса.
Фавзил Альферович полагает, что «было бы неплохо построить рядом с музейным комплексом хороший отель».
- В райцентре есть отель, но все хотят быть ближе к природе, в пешей доступности от музея, - объясняет он. - И я думаю, отель тоже будет, потому что ранее инвесторов отпугивало отсутствие инфраструктуры. У нас ежегодно проводится фестиваль «ШульганFest» - и мест для размещения туристов просто не хватает. Целую неделю фестиваль дает большой поток туристов, потому что кто-то планировал заранее приехать и остаться на фестиваль. Кто-то принимал решение накануне. В прошлом году у нас было около пяти тысяч посетителей.