Госоркестр отпразднует юбилей Уфы трехдневным фестивалем на Советской площади
«Есть традиция – встречаться на Советской площади»
- Фестиваль, хотя и называется «Романтика осени», пройдет в августе и будет приурочен к замечательной дате - 450-летию нашего родного города, - отметил Артур Искандарович. - Фестиваль большой: три дня, три оркестра. Мы на правах хозяев открываем фестиваль, за нами приедет Госоркестр Узбекистана - наши большие друзья, изумительные музыканты. С главным дирижером оркестра мы учились вместе в Московской консерватории когда-то. Будут приглашенные певцы-солисты из Узбекистана. И я думаю, что это тоже будет очень интересно для уфимского слушателя. А закрывает фестиваль Госоркестр России имени Евгения Федоровича Светланова - легендарный коллектив. В общем, изумительная музыка.
Интересно, что дирижировать именитым столичным коллективом станет главный дирижер Госоркестра Башкирии Дмитрий Крюков.
- Это замечательно, что один из главных оркестров России доверяет нашему мнению, - комментирует г-н Назиуллин. - Дмитрий Крюков много дирижировал этим коллективом, и они пошли на то, чтобы Дмитрия пригласить на концерт в рамках нашего фестиваля. Также на Советской площади выступят наши большие друзья: на открытии будет Денис Мацуев, Ильдар Абдразаков, Аскар Абдразаков.
Артур Назиуллин отметил, что очень радуется, что «традиция продолжается».
- Есть надежда, что это станет ежегодной традицией - встречаться на Советской площади в окружении замечательных музыкантов и замечательных оркестров. В общем, в классической атмосфере, что самое важное и что лечит душу человека.
- Чем для вас интересна эта концертная площадка?
- Вы же заметили, что колоннада имеет форму ферматы. У музыкантов ведь есть своя арифметика, музыкальная графика. И есть фермата - это полукруглая дуга с точкой посередине, которая увеличивает длительность ноты. И, собственно говоря, колоннада и памятник Шаймуратову для меня лично – как фермата. Конечно, это абсолютно случайно, это не имеет никакого отношения к симфоническому или к музыкальному творчеству, но это выглядит логично для меня, как для музыканта. У нас такая же фермата есть у Московской консерватории, где по центру стоит памятник Петру Ильичу Чайковскому. В Уфе - это памятник Шаймуратову, и мы, музыканты, сейчас начали думать именно так.
- Как оцениваете акустику Советской площади?
- Что касается акустики: на мой взгляд, если сравнивать две площадки, где проходят опен-эйр симфонической музыки, это парк «Ватан» на Конгресс-холле и Советская площадь, конечно же, на Советской площади легче ее озвучить, потому что она все-таки имеет хоть какие-то контуры, хоть какие-то стены в виде зданий, где звук может хоть как-то фокусироваться. Территория Конгресс-холла слишком огромная, там звук разлетается, его собрать довольно сложно. Вообще, на самом деле в концертах формата опен-эйр главные люди, конечно же, это исполнители, но не менее важный человек - это звукорежиссер. Вот от его работы конечный результат и будет. И он может быть как изумительным, так и неудовлетворенным.
«Классическое искусство переносит другую реальность»
- А вообще концерты симфонической музыки в формате опен-эйр это норма?
- Уфа, к сожалению, - не единственный город, где проводится опен-эйр такого формата классического. Это, конечно, очень популярно на Западе. Это даже гораздо более популярно, чем любые рок-концерты или концерты современной музыки. Это абсолютная правда. Есть традиционные фестивали, которая уже десятилетия проводятся на открытом воздухе в разных странах Запада. И замечательно, что с 2013 года подобный проект живет в Уфе, и он каждый год продолжается и обрастает новыми идеями, новыми площадками, как мы уже сегодня говорим про Советскую площадь.
- Сейчас на площади собираются десятки тысяч человек. Как объяснить этот интерес к симфонической музыке?
- Я убежден, что все идет от качества. Вот абсолютно в любой профессии или в любом деле, все зависит от того качества, которое ты получаешь - будем ли мы говорить о концертах или медицинских услугах. Если тебе нравится и тебя это восхищает или удовлетворяет, ты туда приходишь второй раз. Я убежден, что в нашем случае мы тоже берем именно качеством подготовки коллектива, интересными концертными программами. И, конечно же, опять-таки, что может быть лучше, чем классическое искусство, которое тебя, как машина времени, переносит из этого времени в какую-то другую реальность, где ты можешь не думать о своих проблемах хотя бы на какие-то коротенькие полчаса.
- Народ все-таки воспитан на поп-музыке. Как он въезжает в классическую музыку?
- А я с вами не соглашусь, потому что, видя ту публику, которая приходит на концерты симфонического оркестра, я могу сказать, что у нас вдумчивый слушатель с точки зрения программ. Мы ведь не играем большое количество программ развлекательного характера, даже симфонического развлекательного характера, популярного, скажем, симфонического репертуара. Мы играем целые пласты произведений, очень глубокие симфонические полотна, которые длятся по полтора часа без перерыва. И уфимский зритель, что меня всегда удивляет, аплодируют даже лучше во многом, чем после концерта, скажем, какого-то популярного классического направления. Это и есть феномен, это Уфа.
«И через 300 лет будут играть эти симфонии»
- С чем связан интерес Госоркестра к творчеству Брукнера?
- Мы традиционно заканчиваем каждый сезон симфонией Брукнера. Это один из самых глубоких симфонистов, существующих в нашем репертуаре. Но если брать глубинно, если откровенно говорить сегодня, то кого бы вы ни спросили, только знают фамилии Бетховена или Моцарта. И могут назвать всего лишь одно произведение из всего огромного списка симфоний, концертов Бетховена. То есть любой человек знает материал только поверхностно. Понятно, что если говорить конкретно о Брукнере, то это колоссальный симфонист. В этом году он празднует 200-летие со дня рождения.
По словам Назиуллина, главный дирижер Госоркестра Дмитрий Крюков – «большой поклонник именно глубокой симфонической музыки».
- Это и Густав Малер, это и Брукнер, это и все колоссальные симфонисты. И он и себя даже начал пробовать в композиторском искусстве. Потому логично было бы праздновать юбилей Брукнера в Уфе, в том числе в рамках нашего традиционного Зимнего фестиваля, где мы каждый раз посвящаем программу той или иной легендарной фамилии. В прошлом году это был великий Рахманинов. За год до этого это был Александр Скрябин. Сейчас это Брукнер. По большому счету, Брукнер прославился после смерти: он был глубоко несчастным человеком с очень тяжелой судьбой. И это ведь такая судьба у многих авторов - не только у Брукнера.
- То есть музыка, которая написана 200 лет назад, не устарела?
- Абсолютно. Классическое искусство - бессмертное искусство. Его играли 200 лет назад. И я убежден, через 300 лет наши потомки также будут играть эти симфонии, смотреть и играть эти оперы. Это абсолютно бессмертное искусство.
- Как вы можете оценить минувший сезон?
- Минувший сезон был действительно очень ярким на событие. Это и новые города, новые концертные туры, появившиеся в нашем графике. Это и хорошо, и это непросто, но это наша работа. Поэтому мы к этому относимся с огромной благодарностью, что коллектив замечают, приглашают, подмечают - для нас это важно. С другой стороны, да, это бывает непросто. Но мы очень внимательно относимся к уровню приема, к комфорту наших артистов. Это важная статья именно в моей административной работе, чтобы все было на уровне достойном госоркестра и достойном замечательных музыкантов. Действительно, был и Дальний Восток, и наши традиционные фестивали, начиная с летнего, заканчивая зимним. И на каждое время года свой фестиваль: и с Денисом Мацуевым, и наши новые концерты с маэстро Мацуевым, которые были и в Мариинском театре: впервые в истории Республики Башкортостан коллектив выступал на этой сцене с сольным концертом. Это большое достижение, которым мы очень дорожим. Причем важно отметить, что при этом мы доказываем нашим федеральным коллегам, что оркестр интересен, что он конкурентен и что на него просто стоит приходить слушателям.
- Какие еще составляющие такого успешного процветания вашего оркестра?
- Это огромная работоспособность наших музыкантов. Это и музыканты, это и главный дирижер Дмитрий Крюков. Это и команда офиса - бойцы невидимого фронта, которые всегда рядом, которые организовывают весь этот процесс, работу, чтобы все работало как часы. Да, бывает, что часы иногда немножко заедают, но в целом это получается довольно неплохо.
- Как совмещаете административную работу с творчеством?
- Если говорить откровенно, я не могу себе позволить заниматься каждый день по несколько часов. Но, слава богу, я остаюсь в обойме как артист востребованный, и благодаря всему этому есть контакт со всеми прекрасными нашими коллегами, благодаря которым в том числе наш оркестр выезжает и в главные места силы классического искусства.