Директор киностудии «Башкортостан»: «Со столичной индустрией мы соревноваться не можем»
«В Москве мы показываем, что есть башкирское кино»
- Как получилось, что киностудия «Башкортостан» впервые своими силами снимает полнометражные художественные фильмы?
- На киностудии «Башкортостан» и до меня снимали своими силами художественные полнометражные фильмы, но все время были приглашенные режиссеры. У нас все время снимает Айнур Аскаров. Наш самый профессиональный кинорежиссер Булат Юсупов тоже работает. А в этот раз мы решили своими силами снять два полнометражных фильма благодаря поддержке министерства культуры Башкирии. «Камень батыров» под рабочим названием «Шежере» - полнометражный дебют Романа Пожидаева. А «Не оставляйте нас» по повести Айгиза Баймухаметова снимает режиссер Вилюра Исяндавлетова. Съемки проходили летом, сегодня идет монтажный период.
- А когда зритель увидит этот фильм?
- Ну, конечно, мы хотим в этом году презентовать оба фильма – один летом, другой осенью, так как идет Год семьи. То есть сейчас идет монтаж, и параллельно мы будем подавать документы на получение кинопрокатного удостоверения. И для того, чтобы мы могли прокатать по Пушкинской карте. Но благо, что у киностудии «Башкортостан» есть свои кинозалы, поэтому мы с уверенностью это сделаем.
- Рассчитываете ли на российский прокат?
- Конечно. На Россию мы всегда выходим. С фильма «Отряд «Таганок» у нас уже началась такая традиция. Каждый год, когда фильм выходит, мы презентуем в Москве: в Доме кино собираем московских продюсеров, режиссеров, наших земляков. Среди них режиссер «Глухаря» Гузэль Киреева, постановщица Флюза Фархшатова, аниматор Владислав Байрамгулов, снимающий «Машу и медведя», оператор Даян Гайткулов, режиссер Урал Сафин, правнук Арслана Мубарякова - тоже киношником стал.
- Но они все-таки работают в Москве, а не на киностудии «Башкортостан»...
- Они нашли себя в Москве, а мы приезжаем и показываем, говорим, что фильмы снимаются не только в Москве и в Питере, но и в Башкирии. И тем самым мы говорим, что есть региональное кино, есть башкирские фильмы. После этого мы, конечно, начинаем уже прокатывать свою историю не только по Башкирии, но и по России. Благо, у нас есть опыт, мы понимаем, с кем работать и как работать. То есть и в дальнейшем будем работать в кинопрокатной истории.
- Следите за успехами в киноиндустрии выходцев из Башкирии?
- Радует, что в российский прокат в том году вышел «Юра дворник» нашего уфимского парня Виталия Дудки. Он занимался рекламой, короткими метрами, получил грант и снял фильм «Юра дворник». Я считаю, что хорошая история, хороший герой, по всей России мы опять-таки прогремели и показали, что есть такой город Уфа. И «Помилование» Айнура Аскарова вышло. Когда в Калининграде был киношный форум, меня так радовало, что мы показываем несколько фильмов, а люди интересуются, и московские эксперты говорят: за последние пять лет вы очень сильно стремительно растете. Но я понимаю, что мы растем, и в то же время понимаю, что нам работать и работать над собой, над качеством и над уровнем, чтобы у нас больше было зрителя, больше узнаваемости.
«У «Северных амуров» не стояла цель заработать»
- Успешность фильма оценивается по сборам в прокате. Мультфильм «Северные амуры» собрал хорошую кассу?
- Ну, во-первых, мы не можем с московской киноиндустрией соревноваться, потому что у них бюджет совсем другой. Это тот же самый «Чебурашка», «Холоп», можно сказать, и «Бременские музыканты» - у них суммы большие. На самом деле у «Северных амуров» цель стояла не столько заработать, а показать по всей России, что есть киностудии «Башкортостан», есть студия «Муха», которые умеют делать мультфильм на хорошем качестве. Полнометражный национальный мультфильм - такого еще в регионах никогда ни у кого и не было. Ну, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Но именно региональный мультфильм впервые в России мы показали где-то в 2210 кинозалах. Я считаю, что для начала это неплохой результат, опять-таки в этом направлении мы работаем, изучаем. Я скажу, что нас уже и на фестивали зовут и уже говорят, что такой хороший фильм, такие зарисовки хорошие, 3D-модельные герои. То есть всем нравится.
- Вот у «Вызова», кстати, был навязчивый пиар. Нашим фильмам хватает рекламы?
- Нам рекламы практически не хватает. Вот в этом направление, кстати, поработать надо, потому что мы же изучаем. В продвижении «Северных амуров» мы делали ставку на телеканал «Карусель», где выходила реклама. Но вот, значит, где-то надо еще больше рекламы. С «Северными амурами» не только в Башкирии кинопрокатная история случилась – прокат был и по России. Рекламу размещала и федеральная интернет-платформа.
- А как фильму попасть на цифровые платформы? Там, например, можно найти картины Айнура Аскарова.
- Фильмы Айнура Аскарова - это и наши фильмы, снятые на базе киностудии «Башкортостан». Я считаю, что интернет-платформы выросли из-за того, что началась пандемия, и люди стали бояться выходить в кинозалы. И вот пандемия как раз мне дала задуматься, потому что мы чуть не сорвали съемку фильма «Семья года» - многие актеры боялись на съемках заразиться, и сами мы переживали за съемочную группу. И я тогда понял, что есть, оказывается, сфера анимации, что аниматоры могут дома сидеть - дистанционно рисовать каждый кадр и потихоньку отправлять по интернету.
- Поэтому возникла коллаборация со студией «Муха»?
- Мы как раз получили грант, но не успевали, и поэтому мы с Артуром Абдрахмановым познакомились - я к нему обратился за помощью. И с тех пор мы дружим и работаем, причем работаем и дополняем друг друга. И это я сам обогащаюсь, у них чему-то учусь, смотрю, потому что студия «Муха» не только занимается башкирским кинематографом и анимационными фильмами, но они и для Москвы тоже делают. С «Северными амурами» мы уже на фестивалях - это уже хорошо. Звонят из Беларуси, Крыма, Калининграда: дайте нам ваш мультфильм, мы хотим показать у себя. И кинокритики, причем московские, говорят, что интересный, классный фильм - всем нравится. Тем более он такой с чувством юмора и в то же время патриотический.
«Мечтаем сделать ситком, не выходя их павильона»
- Сейчас такое время, когда патриотические фильмы действительно очень нужны. Есть в планах еще какие-то ленты?
- Я считаю, что через анимацию как раз мы и детям можем повлиять на самосознание, что есть у нас своя история, свои герои. Патриотические работы мы создаем при поддержке министра культуры Башкирии. Это короткий 15-минутный мультфильм «Муса Гареев». И на данный момент мы работаем над мультфильмом «Безбашенный» про героя Фаниса Хусаинова, который отличился на спецоперации на Украине, захватив вражеский БТР. Про него вышел комикс, но мы решили снять не только о Фанисе, а создать собирательный образ башкирского героя, который участвует в СВО. Мы делали ставку на «Северных амуров», а на сегодняшний день идет уже работа над мультфильмом «Шаймуратов-генерал». Конечно, это без поддержки главы республики не получилось бы. Есть понимание, есть поддержка, поэтому на сегодняшний день продолжается работа над анимационным фильмом о генерале Шаймуратове. Получается, что «Северные амуры» - это наши предки, а это уже современные герои. Но это уже не часовой фильм, полуторачасовая работа.
- Расчет идет на российского зрителя или все-таки на местную аудиторию?
- Нет, мы, конечно, хотим это по России прокатывать. И не только по России. Мы хотим заявиться и в Казахстане, и в Киргизии, Узбекистане. То есть мы хотим сказать, что вот - есть хорошие фильмы, можете посмотреть.
- Кстати, почему сейчас людям так интересны исторические фильмы?
- Сам по себе, конечно, я очень люблю историю. Увлекаюсь не только башкирской, но и восточно-европейской, и арабского мира. А то, что народу нравится, я думаю, может быть, у людей проснулся какой-то инстинкт, потому что хотят побольше узнать, как жили люди, какая культура была, чем жили, как жили традиционно. И многие же уже интересуются родословной, хотят знать, кто были их прадедушка или прабабушка.
- А насколько реально, что на башкирском телевидении появятся ситкомы?
- Это реально. Роман Пожидаев, который ситком снял «Домочадцы», и на новогодних каникулах в свое время у нас на телеканале был некий бум. Ну, до Романа снимали на телевидении своими силами. Нам нужны ситкомы, сериалы, и над этим сейчас работает наш режиссер Роман Пожидаев. Мы недавно только сидели и думали, как бы снять ситком, чтобы в павильоне сделать квартиру, офис и все съемки там провести. Конечно, мы все эти декорации делали и в фильмах «Первая республика», и «Дневник поэта» - возможности есть, но нужны средства. Потом постпродакшн, чтобы это все прочитывалось, графика была хорошая, естественная.
«Каждый год увеличиваем количество кинозалов»
Юнир Аминев замечает, что на киностудии «Башкортостан» не только снимаются анимационные, документальные, художественные фильмы и короткометражки – также они работают в сфере кинопроката.
- Мы же каждый год увеличиваем в Башкирии количество кинозалов по линии Фонд кино. И это не только села, но и города, где численность населения не превышает 500 тысяч. Фонд выделяет на один кинозал около девяти миллионов. В эту сумму входит и кинопроектор, и звук, и кресла, и экран. Причем эти кинозалы ничем не хуже залов столичных городов: качество звука и картинки тоже хорошее. И три года подряд Башкирия занимала первое место в России по количеству залов. Вот это тоже надо учитывать.
- А Фонд кино предоставляет гранты на производство фильмов?
- В Фонд кино мы тоже подавали заявку на гранты. Но мы не проходим как государственное учреждение - они дают только коммерческим компаниям. И этот вопрос я даже министру культуры России задавал. Мы продолжаем подавать заявки в разные фонды, чтобы получить гранты. Когда мы озвучили Радию Хабирову, что в Москве мы не можем получить даже какие-то небольшие суммы и снять на 15-20 млн фильм, глава региона помог нам с созданием Башкирского фонда кино. И это дает большой толчок, чтобы каждый год в Башкортостане по три-четыре фильма в прокат выходило. Ну, это же круто.
- Какой ближайший проект ожидать зрителю по этой линии?
- По линии минкульта Башкирии поддержали наш проект фильма «Фарзана идет на запад» режиссера Булата Юсупова. Это событие, когда послевоенные дети, подростки по полгода гнали коров в Украину, потому что после войны была разруха, не было хозяйства. Айнур Аскаров взял грант - снимет пару коротких метров к 450-летию Уфы. Студия «Муха» будет делать проект «Элифба», одним из продюсеров которого я являюсь и говорю, что надо создавать наши башкирские мультики не только для взрослых, но и для детей, чтобы изучали буквы. И это будет несколько серий. Когда мы все это сделаем и презентуем, то отдадим телевидению. Надо, чтобы так получилось, чтобы детям до трех лет понравилось и они хотели смотреть. По самосознанию детей здесь и картинка должно быть хорошая, и музыка, песенка интересная. Я тогда думаю, что мы захватим некую свою аудиторию.
- Еще какими-то возможностями пользуетесь, чтобы реализовать кинопроекты?
- Есть Фонд регионального развития. Мы два года подряд взяли грант на создание документального фильма. Режиссер Вилюра Исяндавлетова сняла фильм «Водяная» - о женщине, которая летом возит почту на катере, зимой - на снегоходе, доставляя в труднодоступные места, где не могут проехать машины. И это интересная захватывающая история - всем понравилась. И в минувшем году мы получили средства на фильм «Отшельник». Это наш знаменитый человек, который живет в горах один. У Вилюры есть такое чувство на героев, как у документалистики, чуйка какая-то. И, кстати, в 23-м году я также вошел в члены экспертной комиссии Фонда регионального развития - тоже теперь буду смотреть все фильмы, оценивать.
«На киностудии есть свой худсовет»
- В советские времена тоже были худсоветы, которые фильмы принимали.
- На самом деле у нас на киностудии «Башкортостан» есть худсовет. То есть каждый фильм, который у нас делает режиссер, мы стараемся на этапе рабочего варианта оценивать: худсовет смотрит в нашем маленьком кинозале и дает советы - над музыкой, может, поработать надо, может, что-то сократить. Вот на этой неделе мы посмотрели два коротких метра Булата Назаршина - «Лапландия» и «Дед Мороз», сделанные для детей, и, конечно, мы сказали ему доработать, и он согласился.
- Творческие люди же обидчивые, они же как дети. Здесь надо золотую середину находить, чтобы и не сломать человека.
- И я с вами согласен: у меня есть опыт работы не только на киностудии, но и на телевидении. Я считаю, что каждый творческий человек - это индивидуум, и поэтому к этому надо и с пониманием подходить, и на больные места, конечно, не надо наступать. И поэтому у нас все это идет аккуратно, без истерик, как говорится, без скандалов, спокойно у нас обсуждается, и режиссер веское слово, свое мнение тоже может сказать, потому что это его детище, его фильм и мировоззрение. Мы не будем ломать, но в то же время мы можем посоветовать и сказать: а если сделаем так, а если вот так добавим.
- Кто киностудии помогает развивать региональный кинематограф?
- У нас же еще в республике есть Союз кинематографистов, который возглавляет Зухра Буракаева, и она проводит тоже мероприятия, работает в сфере кино и старается, чтобы тоже было дома кино, чтобы было у нас развитие киноиндустрии. Мы вообще все киношники переживаем - и Булат, и Айнур, и я, и Зухра, и Роман, и Вилюра - всех не буду перечислять. Мы все горим кино и хотим, чтобы побольше фильмов было, больше зрителей. Конечно, мы хотим, чтобы у нас было больше оборудования киношного. Конечно, сегодня у нас есть хорошие кинокамеры, есть киносвет, есть монтажные столы, компьютеры, есть оцифровка кинопленки – оборудование было закуплено для того, чтобы кинопленки, пока не испортились, мы быстренько оцифрованы и сохранили в своем архиве. Есть кинохроники Амира Абдразакова - его фильмы тоже оцифровали. Мы сохраняем и архивы, и документальные фильмы, чтобы не только мы смотрели, но и следующие поколения увидели.