Балет Башоперы соединил Рахманинова с Шаляпиным в исполнении Аскара Абдразакова
История длиной в шесть лет
Премьера балета вызвала небывалый ажиотаж среди уфимских театралов - два спектакля прошли с аншлагами. Интерес балетоманов к самой громкой премьере сезона вполне понятен: в качестве хореографа-постановщика выступил премьер питерского Театра балета Бориса Эйфмана Олег Габышев.
Балет-фантазия, как определяют спектакль сами постановщики, получился действительно необычным, во всяком случае в Уфе ещё ничего подобного раньше не ставили. Прежде чем хореограф-постановщик Олег Габышев и дирижёр-постановщик Феликс Коробов, главный дирижёр Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, взялись воплощать на уфимской сцене историю жизни Сергея Рахманинова, над ней основательно поработал главный художник театра Иван Складчиков. Он выступил не только в привычной для себя роли сценографа и художника по костюмам, но и либреттиста. То есть именно Складчиков сочинил эту историю, которую, как он признался, задумал ещё шесть лет назад.
- Я живу с этой историей около шести лет, она задумывалась к предыдущему юбилею Рахманинова - именно тогда было написано либретто и нарисованы эскизы, - рассказал Иван Складчиков. - У меня есть близкая подруга Екатерина Андреева, ведущая программы "Время" на Первом канале, с которой мы тогда отдыхали на Бали. И за десять дней я там в основном всё и написал. Это была работа в никуда, чисто в стол, но этот проект долгое время не давал мне покоя - и значит, надо было его сделать, всё записать. Приехав в Москву, я сразу нарисовал эскизы к этому несуществующему на тот момент спектаклю. И было вообще непонятно, пойдёт ли он вообще когда-нибудь или нет. Но тогда уже было понятно, что в Год Рахманинова мы не попадаем, и я благополучно положил это всё в стол, с пониманием, что, если не случится, - значит, не судьба.
Тем не менее в канун 150-летия Сергея Рахманинова о положенном в стол либретто вспомнили.
- Год назад Аскар Абдразаков напомнил мне об этом либретто и предложил наконец-то его реализовать. И нам это удалось! - говорит Иван. - Мы долго искали балетмейстера, потому что очень сложно сейчас найти современного, адекватного балетмейстера, который ставит неоклассику и при этом ставит сюжетные балеты. Потому что большая часть современных балетмейстеров ставит одноактную "бессюжетку" - и, когда ты им предлагаешь либретто из трёх актов, они говорят: "Нет, нет, мальчик, уйди и больше к нам с таким не подходи".
Хореограф Олег Габышев не сразу принял предложение присоединиться к команде постановщиков. Во-первых, он в это время танцевал партию Раскольникова в балете "Преступление и наказание" в Театре Эйфмана, а в Уфе ему предложили не только поставить биографический балет большой формы, требующий полного погружения в тему, а ещё и исполнить главную партию - Рахманинова. Во-вторых, Олег просто опасался, что может не справиться.
- У меня были некоторые сомнения по поводу нехватки опыта в постановке крупной формы, ведь раньше мне приходилось ставить лишь небольшие миниатюры, - признаётся Олег Габышев. - Но, как говориться, хочешь научиться плавать, нужно нырять - и я нырнул! Надеялся, что выплыву.
«Музыка ведёт хореографию и сюжет»
Поскольку Габышев много лет был ведущим солистом в Театре Эйфмана, в его работе в качестве хореографа явно прослеживается тот самый знаменитый "эйфмановский" стиль.
- Для в меня "эйфмановский" стиль - это не движение ради движения. Каждый жест должен быть оправдан, должен иметь смысл, наполняться историей, - поясняет Габышев. - Это сложно: чтобы создать некий образ из миллиона движений, необходимо было выбрать нужные, чтобы они вплетались в музыкальную канву. Поэтому я старался отталкиваться, в первую очередь, от музыки - она здесь первична, она ведёт хореографию и сюжет.
Постановщик признался, что было нелегко выбрать музыку из огромного наследия Рахманинова.
- Было сложно из множества ярких произведений выбрать и выделить некую эссенцию, скомпоновать её, чтобы зрители смогли понять нашу задумку, - отметил Олег Габышев. - Мы выделили важные этапы: детство, консерватория, первый провал и депрессия, восстановление и последующий триумф.
Балетмейстер рассказал, что, подбирая музыкальный материал, «старался делать это осознанно».
- Брал музыку колоколов, потому что во многих произведениях Рахманинова звучат их отголоски. Чтобы показать упражнения учеников, использовал музыку Карла Черни. А в сцене смерти Шаляпина звучит Мусоргский. Историческая стилистика в балете сохранена, как и присутствует стилизация эпохи конца XIX - начала XX века, но мы не стремились к буквальном историзму, а скорее хотели передать атмосферу с помощью образов, символов. Например, облетевшие цветы сирени символизируют конец эпохи и начало нового этапа. Я очень благодарен Ивану Складчикову, что он доверился мне, не загонял в какие-то жёсткие рамки, ведь постановка - это живой организм, где иногда приходится что-то менять, от чего-то отказываться в пользу хореографической формы.
Автор либретто признался, что изначально видел эту историю в балете, хотя и включил в спектакль оперные и хоровые сцены. Любителей оперного искусства заинтриговало участие в постановке знаменитого башкирского баса Аскара Абдразакова, заявленного в партии ещё одного юбиляра года - Фёдора Шаляпина.
- Балет даёт массу возможностей по сравнению с оперой, которая привязана к драматическому искусству, к логике. Балетная сценография более лёгкая по сравнению с оперной, более образная, - пояснил Иван Складчиков. - В либретто указано, что наш балет-фантазия в трёх актах и девяти снах-сценах. Это большой, объёмный балет, но он всё равно не может вместить все коллизии жизни персонажей. От чего-то пришлось отказаться, но при этом было важно не потерять знаковые события.
Одним из таких знаковых событий в жизни Сергея Рахманинова было знакомство с Фёдором Шаляпиным - и не включить в либретто сцены с великим басом было просто невозможно.
- Шаляпин сыграл в жизни Рахманинова огромную роль. Для нас было важно показать близких по духу людей, объединённых не только крепкой дружбой, но и творческим единомыслием, - отметил Иван Складчиков. - Они вместе выступали, Рахманинов написал несколько произведений специально для Шаляпина и посвятил их ему. На протяжении всей жизни они поддерживали друг друга, в том числе, когда оба оказались за границей. Последняя их встреча произошла за день до кончины Шаляпина. Конечно, мы не могли обойти эту фигуру. Великий бас появляется в образе Бориса Годунова - в роли, ставшей вершиной его творчества, над которой они работали вместе с Рахманиновым.
«Уфа в жизни Шаляпина сыграла огромную роль»
В роли легендарного русского певца, которого современники называли "Царь-басом", Аскар Абдразаков появляется в двух актах постановки. Стоит отметить, что если балетные акты довольно часто присутствуют в оперных постановках, то оперные в балетных, наоборот, большая редкость. В "Рахманинове", конечно, о полноценном оперном акте речь не идёт, есть только несколько сцен, в том числе сцена смерти Бориса Годунова из одноимённой оперы Мусоргского, где Шаляпин предстаёт в одной из своих коронных партий.
Сцена, где Рахманинов узнаёт о том, что Шаляпин при смерти, стала одной из самых пронзительных сцен постановки. Знаменитую арию агонизирующего царя Бориса "Прощай, мой сын, умираю!" Абдразаков исполнил с таким драматическим накалом, что у самых чувствительных зрителей даже навернулись слёзы. Напомним, что в конце следующего сезона Башопера пополнит репертуар оперой "Борис Годунов" в постановке Андрея Кончаловского, который во время недавнего визита в Уфу ясно дал понять, что видит в титульной партии именно Аскара Абдразакова.
- Я испытываю огромную гордость, что такая грандиозная премьера состоялась именно в нашем городе, - отметил Аскар Абдразаков. - 2023 год был богат на юбилейные даты: это и 85-летие Башкирского театра оперы и балета, и 150-летие Сергея Рахманинова, но не стоит забывать и про 150-летний юбилей великого баса Фёдора Ивановича Шаляпина, человека, в судьбе которого именно Уфа сыграла огромную роль. С Рахманиновым Шаляпина связывает многолетняя дружба.
Директор Башоперы Александр Алексеев отметил, что его очень радует, что год 85-летнего юбилея театра «ознаменовался такой значительной премьерой».
- Не секрет, что зрители балетные не всегда ходят на оперу и наоборот. И вот эта наша фантазия - смерть Шаляпина, как смерть царя Бориса, может быть, в дальнейшем будет как-то публику перемешивать. Оперный зритель пойдёт на балетные спектакли и наоборот. Премьера сезона, которую мы подарили нашему зрителю, а в дальнейшем зрителям всей России, - действительно, уникальна.
Несмотря на большой успех у публики, увидеть балет о Рахманинове на уфимской сцене можно будет только в марте 2024 года.
- Во-первых, репертуарный план свёрстан - он уже в продаже. Во-вторых, выпуск этого спектакля был очень непростым, и мы до последнего боялись, как этот спектакль воспримет зритель, - признался Александр Алексеев. - Даже элементарно, как вся музыка, которая собрана в этом спектакле, в итоге прозвучит. Вот эти разные пласты: фортепианная музыка, оркестровая, вокальная, хоровая, оперные сцены, - будет ли это звучать логично, будет ли читаться история Рахманинова. Мы боялись, честно. Но после премьеры поняли, что бояться не надо.