Арт-объект

Балет Башоперы соединил Рахманинова с Шаляпиным в исполнении Аскара Абдразакова

04.12.2023 Мила КИЯН
Худрук Башкирского театра оперы и балета исполнил роль Фёдора Шаляпина в премьерной постановке "Рахманинов. Симфония длиною в жизнь". Сцена, где композитор узнаёт о том, что Шаляпин при смерти, стала одной из самых пронзительных сцен постановки.

История длиной в шесть лет

 

Премьера балета вызвала небывалый ажиотаж среди уфимских театралов - два спектакля прошли с аншлагами. Интерес балетоманов к самой громкой премьере сезона вполне понятен: в качестве хореографа-постановщика выступил премьер питерского Театра балета Бориса Эйфмана Олег Габышев.

Балет-фантазия, как определяют спектакль сами постановщики, получился действительно необычным, во всяком случае в Уфе ещё ничего подобного раньше не ставили. Прежде чем хореограф-постановщик Олег Габышев и дирижёр-постановщик Феликс Коробов, главный дирижёр Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, взялись воплощать на уфимской сцене историю жизни Сергея Рахманинова, над ней основательно поработал главный художник театра Иван Складчиков. Он выступил не только в привычной для себя роли сценографа и художника по костюмам, но и либреттиста. То есть именно Складчиков сочинил эту историю, которую, как он признался, задумал ещё шесть лет назад.

- Я живу с этой историей около шести лет, она задумывалась к предыдущему юбилею Рахманинова - именно тогда было написано либретто и нарисованы эскизы, - рассказал Иван Складчиков. - У меня есть близкая подруга Екатерина Андреева, ведущая программы "Время" на Первом канале, с которой мы тогда отдыхали на Бали. И за десять дней я там в основном всё и написал. Это была работа в никуда, чисто в стол, но этот проект долгое время не давал мне покоя - и значит, надо было его сделать, всё записать. Приехав в Москву, я сразу нарисовал эскизы к этому несуществующему на тот момент спектаклю. И было вообще непонятно, пойдёт ли он вообще когда-нибудь или нет. Но тогда уже было понятно, что в Год Рахманинова мы не попадаем, и я благополучно положил это всё в стол, с пониманием, что, если не случится, - значит, не судьба.

Тем не менее в канун 150-летия Сергея Рахманинова о положенном в стол либретто вспомнили.

- Год назад Аскар Абдразаков напомнил мне об этом либретто и предложил наконец-то его реализовать. И нам это удалось! - говорит Иван. - Мы долго искали балетмейстера, потому что очень сложно сейчас найти современного, адекватного балетмейстера, который ставит неоклассику и при этом ставит сюжетные балеты. Потому что большая часть современных балетмейстеров ставит одноактную "бессюжетку" - и, когда ты им предлагаешь либретто из трёх актов, они говорят: "Нет, нет, мальчик, уйди и больше к нам с таким не подходи".

Хореограф Олег Габышев не сразу принял предложение присоединиться к команде постановщиков. Во-первых, он в это время танцевал партию Раскольникова в балете "Преступление и наказание" в Театре Эйфмана, а в Уфе ему предложили не только поставить биографический балет большой формы, требующий полного погружения в тему, а ещё и исполнить главную партию - Рахманинова. Во-вторых, Олег просто опасался, что может не справиться.

- У меня были некоторые сомнения по поводу нехватки опыта в постановке крупной формы, ведь раньше мне приходилось ставить лишь небольшие миниатюры, - признаётся Олег Габышев. - Но, как говориться, хочешь научиться плавать, нужно нырять - и я нырнул! Надеялся, что выплыву.

 

«Музыка ведёт хореографию и сюжет»

 

Поскольку Габышев много лет был ведущим солистом в Театре Эйфмана, в его работе в качестве хореографа явно прослеживается тот самый знаменитый "эйфмановский" стиль.

- Для в меня "эйфмановский" стиль - это не движение ради движения. Каждый жест должен быть оправдан, должен иметь смысл, наполняться историей, - поясняет Габышев. - Это сложно: чтобы создать некий образ из миллиона движений, необходимо было выбрать нужные, чтобы они вплетались в музыкальную канву. Поэтому я старался отталкиваться, в первую очередь, от музыки - она здесь первична, она ведёт хореографию и сюжет.

Постановщик признался, что было нелегко выбрать музыку из огромного наследия Рахманинова.

- Было сложно из множества ярких произведений выбрать и выделить некую эссенцию, скомпоновать её, чтобы зрители смогли понять нашу задумку, - отметил Олег Габышев. - Мы выделили важные этапы: детство, консерватория, первый провал и депрессия, восстановление и последующий триумф.

Балетмейстер рассказал, что, подбирая музыкальный материал, «старался делать это осознанно».

- Брал музыку колоколов, потому что во многих произведениях Рахманинова звучат их отголоски. Чтобы показать упражнения учеников, использовал музыку Карла Черни. А в сцене смерти Шаляпина звучит Мусоргский. Историческая стилистика в балете сохранена, как и присутствует стилизация эпохи конца XIX - начала XX века, но мы не стремились к буквальном историзму, а скорее хотели передать атмосферу с помощью образов, символов. Например, облетевшие цветы сирени символизируют конец эпохи и начало нового этапа. Я очень благодарен Ивану Складчикову, что он доверился мне, не загонял в какие-то жёсткие рамки, ведь постановка - это живой организм, где иногда приходится что-то менять, от чего-то отказываться в пользу хореографической формы.

Автор либретто признался, что изначально видел эту историю в балете, хотя и включил в спектакль оперные и хоровые сцены. Любителей оперного искусства заинтриговало участие в постановке знаменитого башкирского баса Аскара Абдразакова, заявленного в партии ещё одного юбиляра года - Фёдора Шаляпина.

- Балет даёт массу возможностей по сравнению с оперой, которая привязана к драматическому искусству, к логике. Балетная сценография более лёгкая по сравнению с оперной, более образная, - пояснил Иван Складчиков. - В либретто указано, что наш балет-фантазия в трёх актах и девяти снах-сценах. Это большой, объёмный балет, но он всё равно не может вместить все коллизии жизни персонажей. От чего-то пришлось отказаться, но при этом было важно не потерять знаковые события.

Одним из таких знаковых событий в жизни Сергея Рахманинова было знакомство с Фёдором Шаляпиным - и не включить в либретто сцены с великим басом было просто невозможно.

- Шаляпин сыграл в жизни Рахманинова огромную роль. Для нас было важно показать близких по духу людей, объединённых не только крепкой дружбой, но и творческим единомыслием, - отметил Иван Складчиков. - Они вместе выступали, Рахманинов написал несколько произведений специально для Шаляпина и посвятил их ему. На протяжении всей жизни они поддерживали друг друга, в том числе, когда оба оказались за границей. Последняя их встреча произошла за день до кончины Шаляпина. Конечно, мы не могли обойти эту фигуру. Великий бас появляется в образе Бориса Годунова - в роли, ставшей вершиной его творчества, над которой они работали вместе с Рахманиновым.

 

«Уфа в жизни Шаляпина сыграла огромную роль»

 

В роли легендарного русского певца, которого современники называли "Царь-басом", Аскар Абдразаков появляется в двух актах постановки. Стоит отметить, что если балетные акты довольно часто присутствуют в оперных постановках, то оперные в балетных, наоборот, большая редкость. В "Рахманинове", конечно, о полноценном оперном акте речь не идёт, есть только несколько сцен, в том числе сцена смерти Бориса Годунова из одноимённой оперы Мусоргского, где Шаляпин предстаёт в одной из своих коронных партий.

Сцена, где Рахманинов узнаёт о том, что Шаляпин при смерти, стала одной из самых пронзительных сцен постановки. Знаменитую арию агонизирующего царя Бориса "Прощай, мой сын, умираю!" Абдразаков исполнил с таким драматическим накалом, что у самых чувствительных зрителей даже навернулись слёзы. Напомним, что в конце следующего сезона Башопера пополнит репертуар оперой "Борис Годунов" в постановке Андрея Кончаловского, который во время недавнего визита в Уфу ясно дал понять, что видит в титульной партии именно Аскара Абдразакова.

- Я испытываю огромную гордость, что такая грандиозная премьера состоялась именно в нашем городе, - отметил Аскар Абдразаков. - 2023 год был богат на юбилейные даты: это и 85-летие Башкирского театра оперы и балета, и 150-летие Сергея Рахманинова, но не стоит забывать и про 150-летний юбилей великого баса Фёдора Ивановича Шаляпина, человека, в судьбе которого именно Уфа сыграла огромную роль. С Рахманиновым Шаляпина связывает многолетняя дружба.

Директор Башоперы Александр Алексеев отметил, что его очень радует, что год 85-летнего юбилея театра «ознаменовался такой значительной премьерой».

- Не секрет, что зрители балетные не всегда ходят на оперу и наоборот. И вот эта наша фантазия - смерть Шаляпина, как смерть царя Бориса, может быть, в дальнейшем будет как-то публику перемешивать. Оперный зритель пойдёт на балетные спектакли и наоборот. Премьера сезона, которую мы подарили нашему зрителю, а в дальнейшем зрителям всей России, - действительно, уникальна.

Несмотря на большой успех у публики, увидеть балет о Рахманинове на уфимской сцене можно будет только в марте 2024 года.

- Во-первых, репертуарный план свёрстан - он уже в продаже. Во-вторых, выпуск этого спектакля был очень непростым, и мы до последнего боялись, как этот спектакль воспримет зритель, - признался Александр Алексеев. -  Даже элементарно, как вся музыка, которая собрана в этом спектакле, в итоге прозвучит. Вот эти разные пласты: фортепианная музыка, оркестровая, вокальная, хоровая, оперные сцены, - будет ли это звучать логично, будет ли читаться история Рахманинова. Мы боялись, честно. Но после премьеры поняли, что бояться не надо.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС Сможете ли вы оказать первую помощь пострадавшим?

Результаты