Госоркестр Башкирии получил рекордное число профессиональных премий «440 герц»
В начале декабря в Санкт-Петербурге прошла церемония награждения первой всероссийской премией оркестровых программ "440 герц". Название она получила от камертона – инструмента, определяющего эталонную высоту ноты ля первой октавы (440 герц), с которой начинается настройка оркестра. Камертон стал символом премии, а победителям вручают стеклянные статуэтки этого инструмента.
Интерес к премии растёт: если в первый год среди претендентов было всего 18 симфонических коллективов, то в этом году их стало уже 35, среди которых оказался и Национальный симфонический оркестр Башкирии, которому на днях было присвоено звание академического. Как считают учредители премии, соревнование рождает азарт, поднимает исполнительский уровень и одновременно оживляет интерес публики к академической музыке.
Госоркестр Башкирии в этом году отличился особо, победив в трёх основных номинациях. Во-первых, ему досталась победа в номинации "Событие" за исполнение Восьмой симфонии Антона Брукнера под управлением дирижёра Дмитрия Крюкова. Во-вторых, первой скрипке оркестра Ильшату Муслимову досталась победа в номинации "Концертмейстер" за "вклад в творческий рост оркестра и исполнение сольной партии в "Шехеразаде" Римского-Корсакова. А в номинации "Солисты" лауреатами премии стали сразу 11 музыкантов: Аяз Нухов (виолончель), Ксения Мороз (флейта), Забир Хажеев (флейта-пикколо), Руслан Валеев (кларнет), Павел Чередниченко (гобой), Татьяна Вискунова (английский рожок), Ильназ Фаррухшин (фагот), Марат Валеев (труба), Александр Казаков (валторна), Ринат Нурисламов (второй тромбон) и Татьяна Емельянова (арфа). Победу в номинации "Солисты" уфимские музыканты разделили с солистами Новосибирского академического симфонического оркестра.
Стоит отметить, что премия "440 герц" была учреждена в 2022 году, в самый разгар пандемии, когда концертная жизнь была поставлена на паузу и многие российские оркестры сосредоточились на онлайн-трансляциях концертов. Это и стало главной особенностью премии - жюри оценивает не живые концерты, а записи: претенденты предоставляют программы концертных трансляций, которые остались в свободном доступе.
- Идея премии оркестровых программ связана с развитием культуры онлайн-трансляций концертов, которые сделали возможным фиксацию концертов и, таким образом, его последующего прослушивания и экспертную оценку. Её отсутствие означает не просто отсутствие соревновательности - оно обрекает региональные оркестры на отрыв от общероссийского культурного процесса, - отметила худрук премии, историк дирижёрского искусства Надежда Маркарян.