Вера Алентова: «Возраст - вещь неприятная: приходится играть комических старух»
«С Уфой связаны тёплые воспоминания»
Федеральный проект "Большие гастроли" уже несколько лет радует театралов башкирской столицы возможностью увидеть спектакли ведущих театров страны и встретиться с именитыми артистами, многие из которых уже находятся в весьма солидном возрасте и в кино не снимаются. Народная артистка России Вера Алентова, завоевавшая любовь публики после выхода советского кинохита "Москва слезам не верит", - одна из них.
В Пушкинский театр артистка пришла после окончания школы-студии МХАТ ещё в 1965 году и с тех пор не изменяла этой сцене, на которую выходит уже 58 лет. Театр Пушкина не впервые приехал в башкирскую столицу: в 1972 году гастроли столичной труппы в Уфе длились целый месяц. Вера Алентова - единственная из нынешней труппы, кто уже тогда играл в театре.
- С Уфой у меня связаны очень тёплые воспоминания о людях, с которыми я подружилась тогда, - отметила артистка. - Конечно, месяц - это очень мало, чтобы завести друзей, и тем не менее мне это удалось. У меня оказались здесь поклонники, очень простые люди, которые приходили практически на все спектакли. Хотя я плохо схожусь с людьми - я такой достаточно закрытый человек. Но так получилось, что мы с ними потом ещё долго переписывались. Это оказались очень тёплые люди. Конечно, на гастролях это редко случается, ведь театры сейчас по месяцу не гастролируют. Поэтому при упоминании Уфы у меня всплывают в памяти эти тёплые отношения и эти замечательные люди.
Вере Алентовой напомнили, что она была в Уфе не только в 1972 году, но позже приезжала вместе с мужем Владимиром Меньшовым. В 2001 году супруги представляли новый фильм режиссёра «Зависть богов», а в 2002-м сыграли на пару в антрепризном спектакле «Пизанская башня».
- Была? Может быть, могу и не вспомнить, я очень много где была и что представляла, - призналась артистка.
Сегодня у Веры Алентовой статус главной звезды театра, ведь больше в труппе нет ни одного актёра, кто бы мог сравниться с ней столь продолжительной карьерой на одной сцене. Имя Алентовой на афише - главная приманка для зрителя, гарантирующая аншлаг. Правда, сейчас в силу возраста ей приходится играть однотипные роли.
- Возраст, к сожалению, вещь неприятная, поэтому приходится играть роли комических старух - и это тоже надо уметь делать, - откровенно призналась Вера Валентиновна перед выходом на уфимскую сцену.
«Зритель меняется каждый день»
На сцене Русского драмтеатра артистка сыграла одну из главных ролей в детективной комедии "Семейка Краузе" по пьесе драматурга из Уфы Александра Коровкина. Спектакль непритязательный, на котором, по определению самой артистки, "не нужно думать".
- Моя героиня в "Семейке Краузе" мне очень близка - я на неё очень похожа, надеюсь. Вообще мне все героини близки. У скрипача есть скрипка, у пианиста – пианино, а у нас, актеров, - ничего: вот все, что вы видите, то и есть. Потому из себя героев и лепим. Потому что в каждом человеке заложены все качества – и хорошие, и плохие, вплоть до убийцы. Только какие-то спят, которые не нужны, а которые нужны – просыпаются. В школе-студии нас учат взращивать в себе те качества, которые нужны. Поэтому мне все героини близки, у меня не было такого, чтобы какую-то героиню я сильно не любила. Потому что, когда что-то не очень любишь, – не надо выходить на сцену.
Вера Валентиновна призналась, что любит «роли разные, когда острохарактерные героини».
- Просто я очень люблю, когда людям весело. Жить трудно, в разные времена всегда было трудно, а комедия как-то расслабляет зал, и мы с ним объединяемся. Особенно такая, на которой можно просто отдыхать, - отметила актриса. - Когда я приглашаю на спектакль «Семейка Краузе», то говорю, что там практически никаких проблем нет, ну, разве что одна маленькая – у сестер хотят дом отобрать. А так можно просто сидеть, ни о чём не думать, а просто наслаждаться замечательным текстом и игрой актёров.
У Алентовой спросили, замечает ли она, что зритель со временем меняется.
- Зритель меняется каждый день. Более того, скажем, если мы играем комедию, есть какие-то вещи, на которые мы знаем, какая будет реакция: смешно это или нет. Но иногда реакции нет вообще - и это настораживает. Может, мы не так ярко играем? Непонятно, почему. Смеются совершенно в другой сцене. Сказать, что что-то поменялось в принципе, - я не могу. Люди делятся на тех, кто любит кино или театр. И это не всегда совпадает. Есть театралы, но реакция зала, как правило, ожидаема. Особенно, если мы играем спектакль много лет.
Вера Валентиновна даже вспомнила конкретный пример, когда зрительская реакция ее удивила - в спектакле "Девичник club", поставленном по чёрной комедии "Кладбищенский клуб" Айвона Менчелла.
- Играли Аронова, Ларочка Голубкина и я. Там речь идёт о трёх вдовах, а перед занавесом были выставлены кладбищенские макеты. Но тем не менее это комедия. У нас был набор фраз, которые обязательно вызывают смех. А тут - никакого смеха. Мы не поняли, в чём дело. А потом выяснилось, что в зал пригласили Дом престарелых, поэтому, естественно, никакой ожидаемой реакции и не было. Вот, когда ты не знаешь, в чём дело, играть очень тяжело. Это было и трагично, и смешно.
«Актёр должен уметь ждать»
Актриса уверена, что ее известность, как киноактрисы, в театре ей только помогает.
- Почему же это должно мешать? Да, люди иногда хотят посмотреть на человека, который полюбился им по сериалу, поближе, и они приходят. Это реклама большая для театра. Когда я была молодая, у нас был режиссер Борис Равенских, который не любил, когда актеры снимались и не отпускал актеров на съемки. А ведь это реклама для театра. И это плохо для диплома «артист театра и кино». Вот на Западе другая история: после моей поездки на кинофестиваль в Бельгию с фильмом «Москва слезам не верит» я уже была занята в другом проекте - волос у меня уже были светлые, и меня встречающий не узнал. На Западе привычка – если ты вышел в каком-то образе, то ты его застолбить должен и практически не менять внешность. У нас абсолютно все наоборот: чем удивительнее и разнообразнее будут твои образы, одежда, прическа – тем лучше.
Сегодня артистка занята в Пушкинском театре в трёх спектаклях, где у неё главные роли. Но было время, когда у неё был творческий простой и роли ей не предлагали. Она даже подумывала перейти в другой театр, но так этого и не сделала.
- В принципе, я вообще однолюб, видимо, по природе. А во-вторых, знаете, там, где хорошо, зачем это менять? Я пережила большое количество режиссёров. Но неудачных лет было гораздо меньше, чем удачных. Был момент, когда я хотела уйти из театра. Я была уже взрослой, сложившейся актрисой - и был период, когда ожидание роли затягивалось: не всегда складывается сезон так, что тебе всё время кланяются и подают замечательные роли. Актёр должен уметь ждать.
Этому важному для артиста качеству - суметь дождаться своей роли - Вера Алентова учит своих студентов во ВГИКе, где преподаёт с 2009 года.
- Я сейчас преподаю и говорю ребятам об этом: надо уметь ждать. Это не значит капризничать, нужно думать, в принципе, о том, как устраивается репертуар, но когда это ожидание затягивается, то тогда надо спросить себя: "Как долго ты способен ждать?" - считает Алентова. - И когда я поняла, что долго ждать я не могу, решила уйти из театра. Но не ушла, потому что была привязана уже к этой сцене, к этим людям - это имеет большое значение. И я уже к тому времени поняла, что свободных мест не бывает. Если я приду в другой театр, я должна кого-то подвинуть. Все места заняты, как и в нашем театре, у каждого есть своё место. Несмотря на то, что я не играла какое-то количество времени новых ролей, но место у меня было плотное, своё, - и меня нельзя было с него сдвинуть. И никого нельзя сдвинуть. Значит, если бы я пришла в другой театр, я должна была кого-то сдвинуть, но у меня таких сил и способностей нет. В-третьих, я просто любила этих людей, с которыми я прожила много лет, любила эту сцену, эту атмосферу... Я еще помню живую Коонен. Она никогда не ходила на спектакли, но дружила с нашим гримером. И всё это уже стало настолько моим, что бросать это было как-то странно. Ну, я потерпела немного - и правильно сделала, потому что мне дали сразу две главных роли.