Арт-объект

Фабио Мастранджело: «Работа с музыкантами в Италии - это всегда чуть-чуть стресс»

06.09.2023 Вика ЗВЕРЕВА
Худрук Санкт-Петербургского музыкального театра Фабио Мастранджело - один из самых востребованных дирижеров России и мира. 22 года маэстро живет и работает в России. В 2016 году он организовал симфонический оркестр «Северная Симфония», выступление которого состоится в столице Башкирии. В преддверии гастролей итальянец с русской душой рассказал, есть ли разница в работе с русскими и итальянскими музыкантами и как музыка влияет на психику людей.

«Я горд, что гражданин России»

 

- Итальянцы, как и русские, очень любят музыку. Что дает музыка лично вам?

- Действительно, два народа в мире, которые очень любят музыку, - это итальянцы и россияне. Мы очень похожи, причем об этом говорю не только я, но и Валерий Гергиев. Италия и Россия - очень близкие страны. Наверное, именно поэтому у меня так легко получилось переехать в Россию, где я живу уже 22 года. Кстати, последние 12 лет - в качестве гражданина РФ, что вызывает у меня гордость. Музыка для меня – это, скорее, образ жизни, а не только профессия. Могу сказать, что в начале моей музыкальной жизни папа очень сильно настаивал, чтобы я играл, а мне больше хотелось играть в футбол, чем на рояле. Но я всю жизнь благодарен отцу за это. Наша работа - это чуть-чуть Олимпиада, ведь только на сцене мы можем показать людям всю красоту музыки. Это как спортсмены, которые очень долго готовятся к соревнованиям, а потом во время нескольких секунд должны быть быстрее и сильнее всех.

- Поменялось ли отношение россиян к классической музыке за эти 22 года?

- Любовь к музыке, которую я вижу в России, на данный момент трудно найти где-либо. Россия - очень музыкальная страна. Это исторически сложившийся факт. Когда почти 25 лет назад я впервые побывал в России и меня спросили, почему именно сюда я хочу переехать, я отвечал, что Россия - великая страна с великолепными музыкантами - Мусоргский, Римский-Корсаков, Рахманинов и так далее. Для меня русские пианисты всегда были на высоте. Особенно я любил и до сих пор люблю Святослава Рихтера. Я стремился в Россию и принял решение жить здесь, когда первый раз приехал в Санкт-Петербург. Через два года я осуществил свое желание и до сих пор живу в России, не имея никаких сомнений на этот счет.

Дирижер отметил, что «очень рад вернуться в Уфу, где уже дирижировал в Оперном театре в рамках фестиваля Ильдара Абдразакова».

- Могу совершенно точно сказать, что любовь к музыке у россиян стала еще сильнее. Когда происходят трудные исторические моменты, люди всегда ищут некую защиту, возможность хотя бы на время отвлечься. Неважно, что это - балет, опера, оперетта, симфонический концерт - в России посещаемость высокая и, более того, она сильно выросла. Мы, конечно же, должны поддержать людей, поэтому это двусторонние отношения публики и музыкантов.

- Как музыка влияет на психику людей? Есть ли музыка, которая вас вдохновляет, и к которой вы всегда возвращаетесь?

- Я знаком с музыкотерапией, был заинтересован этой темой еще будучи мальчиком. Моя старшая сестра Валентина, названная в честь Валентины Терешковой, изучала этот вопрос профессионально. Действительно, есть такая форма лечения людей. Это абсолютная правда - музыка способна лечить и помогает, потому что затрагивает те струны внутри человека, которые не затрагивают другие формы искусства. Больше всего я люблю музыку Рахманинова. Я слушаю эту музыку и в радостные моменты, и когда мне нужно утешение. Могу сказать, что в музыкотерапии больше всего используются композиции Моцарта.

 

«Уважаю все, что делает наш президент»

 

- Есть ли разница в работе с русскими и итальянскими музыкантами?

- Эта разница как-раз таки убедила меня жить в России постоянно. Как ни странно, мы, россияне, более дисциплинированы, чем итальянцы. Наверное, это странно слышать, потому что считается, что в России все не очень-то организовано и дисциплинировано. Но скажу вам честно: по отношению к Италии Россия - это как Швейцария по отношению к Португалии. Музыканты в России очень профессиональные, а музыкальное образование - очень хорошо организовано. Маленькие дети начинают играть в оркестре очень рано и это большой плюс, потому что, когда они становятся молодыми профессионалами, они уже умеют себя вести в оркестре, а это непростая задача.

Маэстро замечает, что именно поэтому предпочитает «работать в России, а не в Италии».

- Бог даст, я вернусь на родину, мы ведем переговоры с разными театрами. Но, скажу честно, работа в Италии с музыкантами - это всегда чуть-чуть стресс. Очень сильно там на все влияют профсоюзы. Изначально они родились, чтобы защищать права музыкантов, а стали организацией, из-за которой ты не можешь делать замечания. Например, нельзя сказать первому гобою, что соль-бемоль чуть-чуть низковатый. Не дай бог! В Италии нужно вести себя очень политкорректно. Я это не люблю, потому что я люблю правду и настоящее поведение людей.

- Вы недавно были на родине, в Италии. Как вас там встретили?

- Слава богу, в Италии все стало спокойнее. В прошлом году я был вынужден не дирижировать постановку в родном городе Бари. Даже губернатор региона мне позвонил заранее и сообщил, что очень много журналистов ждут меня, чтобы задавать некорректные и неудобные вопросы и высказываться против Путина. А все знают, что я уважаю все, что делает наш президент. Тогда мы приняли решение подождать с визитом. В этом году я наконец-то побывал в Бари, увидел свою маму, которой уже 94 года. Я общался со многими - и с коллегами, и с простыми людьми и могу сказать, что ситуация изменилась. Люди все понимают. Когда СМИ постоянно бомбят односторонней информацией, люди сначала реагируют так, как им скажут, но потом они начинают думать, анализировать и все понимать.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты