Шоу-биз

Валерий Леонтьев собрал аншлаг в Уфе на старых поп-дрожжах

09.05.2016 Борис НАДЕЖДИН
Валерий Леонтьев - один из тех уже немногочисленных представителей отечественной эстрады, которые успели обрести поклонников еще в 80-е и до сих пор собирают на той мощной волне популярности полные залы в российских городах и весях. Этой весной 67-летний певец вновь посетил Уфу, завершив концертный сезон столицы Башкирии. Последний раз в республику Валерий приезжал два года назад. Для уфимских поклонников разлука оказалась слишком долгой, поскольку зал Дворца молодежи был полон.

«Вы пришли? Глазам своим не верю!»

 

Леонтьев – практически единственный артист, который в своем почтенном возрасте продолжает активно гастролировать, собирая полные залы. В этом концертном сезоне в Уфе побывал лишь Ярослав Евдокимов, также как и Валерий Яковлевич начавший карьеру на эстраде в конце 70-х. Однако возраст – это единственное, что роднит артистов: разнятся у них не только эстрадные жанры, но и весовая категория. Евдокимов – исполнитель далеко не первого эшелона, да к тому же наследник традиционной советской эстрады. Осенью в столице Башкирии побывал Игорь Николаев, но пик его популярности пришелся на середину 80-х. В Уфе также дали успешные концерты Агутин и Меладзе, но это звезды уже постсоветской эпохи. А вот анонсы гастрольных выступлений Долиной и Газманова у уфимцев ажиотажа не вызвали, и концерты пришлось отменить.    

Если учесть, что Леонтьев входит обойму топ-исполнителей, регулярно засвечиваясь чуть ли не в каждом сборном концерте, «Песне года», «Новой волне» и прочих творческих вечерах коллег по цеху, успех его гастролей не кажется чем-то удивительным, даже несмотря на кризис. На таком гастрольном безрыбье Леонтьев оказался чуть ли не единственной заезжей мега-звездой, которого уфимцы регулярно могут лицезреть на телеэкранах. Наверное поэтому народ, избалованный обилием гастролирующих артистов первой величины в тучные годы, еще в 2014-м не торопился занимать места на концерте певца, а теперь штурмом брал площадку. Прибавьте к этому некое подобие шоу и секс, который все еще удается продавать артисту со сцены, несмотря на приближающееся 70-летие. А в этот раз Леонтьев показал не просто подтянутое, но еще и испещренное татуировками тело. Увидеть их оказалось не сложно: свисающие лоскутами наряды артиста не только аляповаты, но и по-прежнему откровенны, правда, не так вызывающе, как в разгульные 90-е.  

В тот период певец собрал не только огромное количество поклонников, но и целый калейдоскоп наград, 11 лет являясь «певцом года», а также создал музыкальное шоу, которое изящной поступью и в многочисленных нарядах прошло и по России, и по зарубежью - дальнему и ближнему. Это объясняет невероятный запас ностальгических чувств, за счет которых аудитория собирается на его концертах и поныне. Публика в большинстве своем уже успела перешагнуть 50-летний рубеж. Оно, в общем-то, и понятно, если вспомнить, на какие десятилетия пришелся пик популярности Леонтьева. Сам Валерий Яковлевич не без кокетства заметил, что он – «один из тех динозавров, которые начинали петь в прошлом веке и допели до нынешнего».

Поскольку новых альбомов Леонтьев не выпускал уже десять лет, компиляции певца не производят особого впечатления на поклонников отечественной поп-музыки, а цена билетов на уфимский концерт стартовала с отметки в 1500 рублей и доходила до пяти, то, сами понимаете, количество праздно любопытствующих было предельно небольшим. Среди поклонников творчества артиста оказался телеведущий Александр Кузьменко, начальник уфимского вокзала Олег Мигунов и главный гаишник Башкирии Динар Гильмутдинов.

- Кто здесь? Вы пришли? Глазам своим не верю! – после первой песни манерно поприветствовал он публику, буквально процитировав пугачевский шлягер «Возвращение». Ну и дальше ситуация развивалась как в той самой песне: «Скажем мы друг другу «Браво!». Леонтьев не уставал признаваться публике в любви, ну а поклонницы струились по проходам нескончаемой муравьиной цепочкой, неустанно складывая к ногам кумира цветы и подарки. Букеты потекли к сцене уже после первой песни.

- Вот так сразу? - картинно удивился певец. – Сейчас все подарите, а потом что?

Но букеты, которых хватило бы на целый цветочный магазин, не кончались до конца концерта. А одна дама даже преподнесла кумиру увесистый дипломат.

- Очень любопытно посмотреть, что в нем, но я, пожалуй, дождусь конца концерта, - заставила сгорать публику от любопытства звезда.

 

Магия Казановы

 

Музыкальная программа, оставшаяся без названия, вполне ожидаемо оказалась эдаким избранным, составленным из песен разных лет. И хотя Леонтьев пообещал, что «встреча обещает быть неповторимой, непохожей на все предыдущие», но артист, по сути, повторил юбилейную программу двухлетней давности, заменив лишь несколько песен и костюмов. Речи исполнителя между композициями также вызвали ощущение некоторого дежавю.  

- Ну вот мы и встретились снова в вашем славном городе, - затянул он хорошо отрепетированную «песню», которая наверняка запомнилась уфимским поклонникам по прошлому концерту. - Да что говорить об Уфе, когда на территории необъятной России не осталось концертной площадки, которой я бы не истоптал, и гостиницы, в которой мы бы не переночевали. И тем не менее сегодня у меня все равно есть повод для радости – это конечно же вы.

Впрочем, Леонтьев – не единственный из российских поп-звезд, кто устраивает гастроли на старых поп-дрожжах. Этим грешат практически все коллеги его возраста. Да и зачем утруждаться, если шлягеров хватит аж на два полноценных концерта? А народ только и приходит, что за ностальгическими впечатлениями. Это вам не западные звезды, которые отправляются на гастроли, чтобы представить публике новую программу.

Можно ли считать выступление удачным? Если сложить обилие подаренных цветов, оживленные аплодисменты, положительные отзывы после концерта, а также активность возле столика в фойе, где продавались диски с записями Леонтьева, то можно сказать, что концерт определенно удался. Еще бы: тонкий, почти археологический процесс, вытаскивающий на поверхность то, что публика любила, помнила и ждала, в зале встречали с видимым удовольствием. Исполнил он «Маргариту», «Дело вкуса» и «Танго разбитых сердец» из 90-х, а также «Кабаре», «Три минуты», «Исчезли солнечные дни» из 80-х. А вот «Дельтаплана» и «Казановы» публика так и не дождалась.

Леонтьев так умело преподносил песни, которым 10, 20, 30 лет, что этого возраста не чувствовалось. Возможно, это заслуга аранжировщиков, возможно, песни в этом жанре попросту не изменились за это время, а возможно - это мастерство самого певца, который для своих лет выглядит и работает на сцене достаточно достойно. Конечно, прыти поубавилось, но Леонтьев  все-таки смог на какое-то время рассеять старость уже не молодых зрителей и архаичность собственных песен. Магия? Пожалуй, да. За этим к нему на концерт и идут.

То и дело возвращаясь на сцене к песням из далекого прошлого, он не забывал и про более современные композиции.

- Чтобы вы не дай бог не подумали, что за двадцать лет я не выучил ни одной песни, я спою новую - с невероятно редким названием «Это любовь».

Неожиданно уфимцы услышали пугачевского «Паромщика», которого Леонтьев двадцать лет назад спел на концерте «Сюрприз для Аллы». Напомним, на выступлении в честь Примадонны случился казус: во время выхода Валерия Яковлевича фанера начала предательски барахлить. Заикающаяся запись с голосом Леонтьева стал отчасти символом российского шоу-биза, продемонстрировав всю его искусственную суть. Тогда исправить конфуз попыталась сама Примадонна, экспромтом сочинив, что подлянку подстроила она. Мол, звезды давно не могут решить, кому именно принадлежит право исполнения легендарной композиции Игоря Николаева.

- Раньше у меня была, как я думал, хорошая привычка обкатывать новую песню на гастролях, на публике, прежде чем отнести ее на радио или ТВ. Как сейчас помню: весна 85-го года, едем мы по Хабаровскому краю, ищу я интонацию и вдруг слышу, как эту песню поет одна известная и всеми любимая певица, - рассказал уфимцам артист свою версию давнего спора. - И тогда я сделал вывод: когда ты что-то делаешь, быстрее щелкай клювом. Но я думаю, что спустя 31 год не поздно все исправить.

Отчасти Леонтьеву это удалось: голос артиста зажеван не был и конфуза не случилось. Вообще, Валерий Яковлевич очень грамотно работал с фонограммой: сложные в вокальном плане композиции выдавал под запись, а со «спокойными» песнями пару раз вышел в народ, радуя поклонников живым исполнением. Потому у зрителя создавалось полная иллюзия, что весь концерт артист отработал живьем.

 

На грани фола

 

Так или иначе, но целевая аудитория была удовлетворена. Казалось бы, чего уж больше? Но если взглянуть на концерт с точки зрения не фаната, а простого зрителя, то можно всерьез удивиться - и это не комплимент. Когда слышишь имя Валерия Леонтьева, все еще срабатывают старинные ассоциации: красивое шоу, динамичные танцы, смена ярких костюмов и прочие сценические решения, которые захватывают внимание зрителя и ставят его на рельсы восприятия, даже если звучащая песня не вызывает сильного восторга. Только вот балет «Опасные связи», который отвечает в команде Валерия за шоу, по синхронизации движений, изобретательности хореографии и вообще по наполнению визуального ряда не выдерживает никакой критики. Да, танцоры были одеты в вызывающие костюмы, которые своим откровенным видом будоражили воображение и отвлекали от происходящего вокруг. Но разве только в этом заключается шоу? Выступление порой не отличалось от пресловутых «сценок», которые молодежь придумывает на «Студенческую весну». Да, сюжетная канва таких этюдов может не слишком отличаться от наибанальнейших постановок, но в данном случае вопрос в исполнении. Просто потому, что от балета, который работает с Леонтьевым с 1998 года, невольно ожидаешь более высокого уровня профессионализма. Слабо верится, что Валерию не хватает денег на действительно качественную команду, способную достойно сопроводить его творчество. Ведь подобное качество - это не дань ретромании, которая могла бы преподноситься как изюминка, противоположная шоу нынешних поп-гигантов типа Димы Билана. Да, публике выступление понравилось, и это хороший повод к ней присмотреться. Может быть, за десятилетия просмотра отечественных конкурсов эстрадной песни люди привыкли видеть на сцене такой уровень (главное - теплые слова от артиста!) и считают это нормой - ведь вкус к хорошей еде прививает хорошая еда. И согласно этой логике, провинциальному слушателю, который и так не избалован большими качественными концертами, дают то, что по уровню исполнения не может быть подано в Москве. Неужели провинциальные выступления (а это практически вся страна за исключением Москвы и Петербурга) для артиста - это просто способ заработать? Напомним, цены на билеты немаленькие, учитывая средние размеры пенсий почитателей творчества певца. Но ведь Валерий, кажется, искренне разговаривал с публикой и галантно признавался ей в любви. Это же не может быть лицемерием, верно?

Или такой эпизод. Валерий ушел за кулисы для смены костюма (всего он сменил их около десяти), оставив на сцене мужскую часть балета. Парни разыграли нехитрую инсценировку, в которой они оказались без гроша, после чего решили интерактивно надавить на жалость публике. Они пошли по рядам, танцуя нечто, похожее на стриптиз (не снимая одежды), около случайно определенных избранниц. Призывными движениями парни предлагали сунуть купюру им за пояс или куда-нибудь еще. Продолжалось это несколько минут, народ охотно тянул руки с полтинниками и стольниками, чтобы к ним подошли. Когда парни уже заканчивали обход, около сцены оказалась одна относительно молодая мама с девочкой явно не старше 10 лет (у концерта, кстати, отметка «12+»). Девочка держала в руке купюру, мама подталкивала ее в сторону танцоров. Ребенок всячески отпирался, то ли стесняясь, то ли руководствуясь здравым смыслом. К счастью, Валерий успел выйти на сцену и закруглить эту сценку, отпустив шутку о сексуальном рабстве своих ребят:

- Раньше мы собирали на строительство олимпийских объектов в Сочи, потом на их содержание, а теперь – на строительство моста через Керченский пролив.

Женской аудитории за 40 подобные представления действительно могут взбудоражить застывающую кровь, но даже это можно сделать элегантно, достойно, на грани, не скатываясь в дурновкусие.

В том числе и поэтому вызывает здоровое недоумение предупреждение в самом начале концерта о том, что из-за эксклюзивности шоу любая фото- и видеосъемка запрещена. Назвать концерт эксклюзивом не поворачивается язык. Тем не менее охрана ревностно следила за публикой, подлетая с угрозами к тем, кто пытался щелкнуть легенду на мобильник. Конечно, дело не в оригинальном шоу, а в том, что сам исполнитель очень не любит попадать в объектив любительских камер. «Что, фоткать сюда пришли?», - распекал фанаток Леонтьев, прогуливаясь по залу.

 

И вновь продолжается бой

 

Во время исполнения «Маргариты» Валерий появился в черной развевающейся мантии с невероятными крыльями. Доподлинно неизвестно, имеет ли какое-то отношение булгаковская Маргарита к героине леонтьевской песни, но в этот момент артист был похож не столько на попсового Воланда, сколько на постаревшую прекрасную чертовку, которая «когда-то умела летать». Почему-то в этот момент вспомнился один из приемов великого музыкального трудяги Джеймса Брауна: в конце шоу певец падал без сил, и его накрывали шелковым боксерским халатом. Он вскакивал в нем и уходил под гром аплодисментов со сцены, поддерживаемый коллегами-музыкантами как боксер-победитель. Потом возвращался и опять падал без сил. Сцена повторялась несколько раз, как оживляющий ритуал. И хотя мантия Леонтьева не похожа на шелковый халат Брауна, а прием изобретателя фанка остался неприкосновенным, для Валерия сам ритуал восстания из небытия под гром рукоплесканий оказался довольно актуальной и регулярной практикой. Как показывает обилие публики на концертах, все проходит довольно успешно.

Напоследок Валерий Яковлевич традиционно попрощался хитом «Ты меня не забывай». Забыть артиста действительно будет очень сложно: до следующего концерта он регулярно будет напоминать о себе яркими телевыступлениями в регулярных поп-солянках. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты