Бразильский джазмен, выступивший в Уфе, оказался жителем Иваново

«Спасибо России за вакцину для Бразилии»
В начале апреля башкирская столица на несколько дней превратилась в джазовую. Международный фестиваль "Розовая пантера", который прошёл в филармонии уже в 24-й раз, собрал целое созвездие первоклассных музыкантов. Хэдлайнерами выступили хорошо известный уфимским любителям джаза американский трубач и певец Рональд Бейкер, побывавший в столице республики уже в третий раз, бразильский джазмен Жоандер Сантос, завороживший публику зажигательными ритмами самбы и проникновенной лиричностью босса-новы, а также финалист шоу "Голос" Олег Аккуратов, порадовавший сюрпризом - исполнением песни "Уфимские липы" Рима Хасанова на башкирском языке.
Вообще-то, в этом году фестиваль должен был отмечать юбилей - 25-летие, но в 2020-м его по понятным причинам пришлось отменить: пандемия коронавируса спутала все планы и закрыла границы, поставив на долгую паузу культурную жизнь по всему миру. Да и в этом году многие поклонники джаза до последнего сомневались, что зарубежные участники все-таки смогут добраться до Уфы. Но волновались, как оказалось, напрасно: прилетели все. Да и на заполняемость зала сомнения не повлияли - соскучившаяся по живым концертам публика порадовала организаторов и исполнителей фестиваля впечатляющими аншлагами. Правда, оказалось, что впервые выступавший на "Розовой пантере" латиноамериканский джазмен Жоантер Сантос прилетел вовсе не из Бразилии - он уже несколько лет живёт в Иваново, откуда родом его жена Катя.
- Но мы каждую зиму проводили в Бразилии. В прошлом году только вернулись в Россию - и всё границы закрылись, - рассказывает Жоантер Сантос, кстати, успевший неплохо выучить русский. - Я думаю, ещё год не смогу попасть на родину, там очень плохая ситуация, много людей умирает.
Действительно, эпидемиологическая ситуация в Бразилии сейчас самая тревожная, где только за сутки умерло четыре тысячи человек. По числу погибших страна занимает второе место в мире после США.
- Я уже сделал прививку "Спутник V", - признаётся музыкант. - Но очень переживаю за родных, у меня большая семья - родители, сестра, брат. Знаю, что Россия отправляет свою вакцину в Бразилию. За это огромное спасибо.
«Полюбил гречку с грибами»
В Уфу бразилец прилетел вместе с женой - она его менеджер и продюсер. А познакомилась интернациональная пара в Египте, где Жоантер выступал, а Катя, которая тогда работала в турфирме, прилетела на слёт директоров. Потом будущие супруги год общались по телефону, Катя нашла продюсера и вместе с ним организовала Жоантеру и его музыкантам гастроли по России.
- Я тогда была ещё неопытной в этом деле: за месяц запланировала двадцать пять концертов, да ещё с такими сложными перелётами, например, Тюмень – Симферополь, Екатеринбург – Калининград и тому подобное, - вспоминает Катя. - Бразильцы к такому графику не привыкли, они тогда играли где-то по одному концерту в неделю, не чаще. Но выдержали.
А будущий бразильский муж девушки из Иванова вообще застрял в России на полтора года.
- Родители звонят и спрашивают: "Когда ты вернёшься домой?" А я говорю: "Подождите, я сейчас в загсе, женюсь!" - смеётся музыкант.
Сначала, родственники, конечно, были несколько шокированы, но потом приняли русскую невестку и всегда ждут в гости. Сами в России, правда, ещё так и не побывали - слишком уж утомительное это путешествие, тем более для пожилых людей.
- Мы почти трое суток тратим со всеми пересадками, чтобы добраться до Бразилии. Родители мужа говорят: "Вот родите нам внука или внучку, тогда и приедем нянчить", - смеётся Катя, у которой, кстати, есть дочка-подросток от первого брака, с которой музыкант отлично ладит.
- Я скучаю по родине, но мне очень нравится в России, хотя я долго не мог привыкнуть к холоду, еде, - признается бразилец. - Теперь уже привык: гречку люблю - у неё вкус такой, как будто ешь рис и фасоль одновременно. Грибы полюбил - в Бразилии их нет или очень дорогие. А здесь: иди в лес и собирай, сколько хочешь. Нравится, что в России такая разная погода - так красиво осенью, эти жёлтые деревья завораживают! И холод - хорошо! Не надо тратиться на кондиционер. А в Бразилии час порепетируешь без кондиционера - как будто в сауну сходил.
«Большая проблема у вас - это барабаны»
В Уфе Жоандер Сантос выступал с Биг-бэндом Олега Касимова, а на барабанах играл ударник уфимского состава "ДДТ" Рустем Каримов. Перед концертом уфимский музыкант заглянул в гримерку бразильца, который тут же устроил импровизированный мастер-класс - продемонстрировал, как правильно держать ритм. С тех пор, как Сантос поселился в России, ему нечасто приходится выступать с бразильскими музыкантами, а в работе с российскими коллегами есть свои трудности.
- Большая проблема - барабаны, - не скрывает джазмен. - Язык джаза, самбы – это ритмика. Это как выучить какой-то другой язык, но всё равно остаётся акцент. Также и в музыке.
С уфимскими музыкантами Жоандер Сантос отлично сыгрался - публика была в полном восторге, романтичный латиноамериканский джаз пришёлся ей по вкусу. Обаятельный бразилец много общался с залом и даже спел на русском свою любимую песню из фильма "Иронии судьбы" - "Я спросил у ясеня...".
Стоит отметить, что Жоандер Сантос - профессиональный музыкант, выпускник престижной "Карлос-де-Кампос" в Сан-Пауло - лучшей консерватории от Мексики до Чили. Он – мультиинструменталист: играет на фортепиано, гитаре, флейте, ударных. Но его любимый инструмент - гитара.
- Я уже в шесть лет заявил, что хочу электрогитару, но родители настаивали, чтобы я учился играть на классической, - вспоминает музыкант. - В девять лет я сдался и согласился на акустическую. А в 15 лет мой дед, кстати, гитарист, подарил мне Fender. У меня вообще-то музыкальная семья: мама и сестра - певицы, отец - пианист и трубач.
До пандемии гастрольный график музыканта был очень насыщенным - гастроли в Европе, концерты в России и Бразилии, выступления на многочисленных фестивалях.
- Когда внезапно всё отменилось, мы почти год были без работы - это очень тяжело, - признаётся музыкант. - Я делал какие-то онлайны, но это не спасало.
Участие в "Розовой пантере" очень вдохновило бразильского джазмена, ведь это был его практически первый посткарантинный фестиваль, которые подарил надежду, что рано или поздно всё вернётся. А что касается Уфы, то он наверняка ещё не раз порадует башкирских поклонников джаза. Как показывает практика, однажды выступив на "Розовой пантере", большая часть музыкантов потом непременно приезжает снова.